Cult-turist.ru
На главную Карта сайта Обратная связь
Cult-turist.ru
Достопримечательности Испании, Мадрида, Барселоны,Толедо, Кордова, Гранада, Альгамбра, Музей Прадо

Поиск отелей

Дата заезда

calendar

Дата отъезда

calendar
Комментарии пользователей
Чехия. Лучшее в Праге (часть1).
Рейтинг участника: 
Опубликовано 21 ноября 2011, 22:26
Просмотров - 1140
Оценка: 5.0 (6 голосов)
Ваша оценка: 

"Откуда ты?" - спросил меня в салоне самолёта человек. 

"В Америке живу уж лет пятнадцать" - отвечаю. -
"А сам-то кто?". Он гордо так: " Я - чех!"
"Ну, будь здоров!" - я искренне ему желаю.
  
Aмериканские коллеги, встречая меня после очередной поездки, неизменно задают один и тот же вопрос: почему много путешествуешь? Не легко односложно oтветить - им будет не понятно, если я скажу, что ищу новые впечатления или желаю приобщиться к культуре зарубежных стран, а также их истории. Для американцев должно быть "for reason", иными словами, во всем необходимо следовать конкретной цели, скажем, посетить в чужой стране родственников, друзей или на худой конец, одноклассников. А еще лучше отправиться за границу по бизнесу.


Однако, я - американец только по паспорту. В душе же - стопроцентный европеец, острое сознание чего позволяет сохранить эту самую душу. Впрочем, не все эмигранты так считают. Многие в корне переделываются, настраиваясь на шаблонный американский стереотип. Результаты, как правило, плачевные. До американского менталитета не дотягивают, зато европейские корни теряют навсегда. Фигурально выражаясь, тонут где-то посередине, между новым светом и старым в мутной безнадеге Атлантического океана. Бренное тело достигло берегов Америки, но душа не застряла в Европе, либо по дороге почила в навеки бездонной пучине Бермудского треугольника. А то псевдо-плотское, что выбралось на берег, только кажется подобием человека. Тем более в представлении местных янки, они представляются странными половинчатыми существами, ну что-то вроде кентавров с телом лошади и головой человека. Впрочем, у кентавров душа была, некоторые из них даже на арфах играли...

 

К счастью или к печали, но за этой самой душой, вернее для восстановления утраченного европейского духа, стоит отправиться в Прагу, отрешившись от повседневной практичной действительности. Ведь совсем не много мест сохранилось на планете, где легко, как-то по-особому дышится, где нечто необъяснимое, сказочное парит в воздухе, где хочется замереть на мгновенье, искупаться в застывшем времени, плескаться в нем еще и еще...


Впрочем, оставим возвышенные чувства на потом. Прага - действительно достойна посещения и заслуживает написания романа, где собственно город и есть главный герой. Но мои заметки о другом. При встрече с незнакомым городом, впечатление путешественника складывается из многих приятных или, скажем, не совсем приятных мелочей.... Впрочем, оговорился: для кого это могут быть вовсе не мелочи, а очень даже существенные вещи. Выскажусь иначе, немного перефразируя: в поездке важно, чтобы приятно удивившее тебя превосходило неприятно озадачившее. Из этой математической разницы и складывается общее впечатление либо в положительную, либо в отрицательную сторону.

 

Предвижу спонтанно возникшее желание моих читателей немедленно заглянуть на последнюю страницу, чтобы найти окончательный вывод... Дорогой друг! Не делайте этого. Я прямо сейчас, прямо здесь заявляю, что в Праге на много больше впечатляющего, нежели неприемлемого. Итак, вперед, за впечатлениями!
  
Я люблю своих читателей, и не стану испытывать их любознательность, раскрывая преимущества Праги постепенно. Действительно, почему прямо сейчас не перечислить их все, а затем рассказать подробнее?
  
Итак, лучшее в Праге:
  
-- ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ, которые непременно нужно видеть -
  
а) В Пражском Граде: Старый Королевский Дворец, Кафедрал святого Вита, базилика св. Георгия
б) В Градчанах: Шварценбергский дворец, Лорета
в) Малая Страна: Карлов мост, церковь св. Николая, Вальдштейнский сад, Библиотека Страховского монастыря
г) Старый Город: Староместная площадь, Церковь Богоматери перед Тыном, памятник Яну Гусу, памятник св. Вацлаву, церковь св. Петра и Павла
д) Еврейский квартал: Памятник Кафке, Испанская синагога, Старое еврейское кладбище, Муниципальный Дом, Пороховая Башня
е) Новый Город: Танцующий дом, Национальный театр
  
-- МУЗЕИ, которые стоит посетить -
  
Выставка богемского искусства 19-го века, Музей средневекового искусства, Музей пыток.
  
-- СУВЕНИРЫ и ПОКУПКИ -
  
Изделия из богемского стекла, ювелирные украшения из граната, керамические или порцелановые статуэтки.
  
-- НАПИТКИ -
  
Старопраменское пиво (светлое лагер, либо черное), абсент
  
-- ЕДА -
  
Мясные или рыбные основные блюда, приготовленные по чешским или немецким рецептам.
  
-- ПРОЧЕЕ, о котором я скажу в самом конце.
  
  
Оказавшись в Чехии, вы никогда не ощутите неловкость или неудобства, по обыкновению сопряженные с поездкой в незнакомую страну. Как бы Чехия не тянулась к Германии, все же славянский дух здесь по-прежнему доминирует. Многие чехи понимают русский язык. Они не станут дурака валять, как например, прибалты, притворившись, будто отродясь не слышали ни единого русского слова. Ваше владение английским языком не всегда помогает. Так водители такси и официанты в ресторанах по-английски "гутарят" редко. А вот в гостиницах, больших магазинах, аэропортах у обслуживающего персонала с английским проблем нет. Окрестности Праги также не похожи на западную Европу, скорее на аналогичные районы классических городов России и Украины.

 

Несмотря на то, что общественный транспорт хорошо развит, Прага - прекрасное место для прогулок пешком, даже в ненастную погоду. Взглянув на карту города, может показаться, что сеть улиц слишком запутана. Однако, это не совсем так. Вряд ли заблудитесь, если заранее проделаете домашнюю работу. А для этого нужно обратить внимание, что важные достопримечательности расположены как на левом, так и на правом берегу. Чтобы четче определиться со схемой Праги, стоит мысленно представить две концентрические окружности, разделенные строго по вертикали рекой Влтава. Центр схемы и ее короткая горизонтальная ось - это Карлов мост. Внутренний правый полукруг - Старый Город, а обрамляющее снаружи восточное полукольцо - Новый Город. Отсеченная рекой правая часть внутреннего круга - Малая Страна, а охватывающий его наружный северо-западный сектор - Пражский Град и район Градчан. Уяснив расположение основных частей города, распечатайте на принтере в увеличенном масштабе их карты. Обладая такими детальными схемами главных районов, невозможно потеряться и легко добраться во все запланированные точки.

 


 
   * * *
  
Начнем путешествие с Пражского Града. Иногда его называют Кремлем. Но я бы не стал сравнивать с московским, так как нет столь грандиозных стен, и внутренней территорией он поменьше будет. Все-таки, это и есть главная историческая часть, городской центр и резиденция правительства. Здесь куется политика страны. Но уйдем от тревожного настоящего и окунемся в выдающееся прошлое Чехии. Главный памятник ему, несомненно, Старый Королевский Дворец. Согласно книге рекордов Гинеса, этот древний замок - крупнейший в мире. Верхняя и нижняя части сооружения имеют раздельные входы. Случается, что одна из них закрыта, в то время как в другую вход разрешен. Если подобное случится, я бы советовал прийти еще раз, чтобы все-таки посетить обе части. Ваш билет будет действительным и на следующий день.

 

Дворец начал строиться еще в 12-м веке, как резиденция богемских князей. Он много раз перестраивался и расширялся. Потому различные его части символизируют множественность архитектурных стилей - от романского до ренессанса. Зал общего собрания знати необычайно просторен и хорошо освещен. Именно здесь в 1400-х годах был избран первый король страны. А много позже в 1990-х - приведен к присяге первый президент независимой Чехии. В конце помещения - вход в тронный зал, где экспонируются драгоценные королевские регалии. Справа находятся две небольшие комнаты, т.н. "Чешские офисы", оформленные в стиле Ренессанса. Они примечательны тем, что в 1618 году разъяренные протестанты вломились туда и выбросили из окон всю мебель... вместе с восседавшими на ней губернаторами-католиками. Занятно, что проявление этакого явного экстремизма толпы вовсе не считалось преступлением по тем временам. Древний закон позволял подобные народные акции в отношении нерадивых политиканов. Вот где была поистине ответственность власть предержащих перед избирателями! Уверен, будь подобный закон до сей поры в силе, нынешние правители призадумались, стоит ли злоупотреблять, и не посмели обворовывать собственный народ. Сброшенные (в прямом смысле слова) в 17-м веке пражские "отцы города" еще легко отделались: не только испугом, а всего лишь синяками и ссадинами. Поговаривают, впрочем, что один из них сломал руку. Не смотря на легкость увечий, сей законный(!) всплеск эмоций чешского народа имел весьма тяжелые последствия, ибо послужил поводом и началом общеевропейской Тридцатилетней войны, длительной, кровопролитной и жестокой.

 


 
На нижнем этаже дворца представлены различные экспонаты древности, в том числе средневековые миниатюры, некоторые "весьма фривольные", вопреки распространенному мнения о неком добродетельном ханжестве тех времен, как раз свидетельствующие об обратном.
  
   * * *
  
Принято считать Кафедрал св. Вита основной примечательностью Пражского Града. С этим трудно не согласиться. Величием, готическим стилем и размерами храм просто поражает, как снаружи, так и изнутри. Интересно, что кафедрал начали строить в 1344-м году, а завершили почти через 600 лет - аж в 1929-м. Строительство множество раз прерывалось из-за войн и повальных эпидемий. Но затянувшийся процесс того стоил - церковь возвели с величием и во славу. Если обойти кафедрал с тыла, можно полюбоваться мозаикой Страшного Суда, выполненной в 14-м веке в итальянском стиле. Примечательно, что архитектура и оформление пражского кафедрала напоминает многие выдающиеся сооружения Европы - Лондонский собор св. Павла, Парижской св. Богоматери и кафедрал в Венеции. Если обойти церковь вокруг, складывается впечатление, будто любовался четырьмя разными сооружениями, и мысленно сводишь все воедино. Внутри собора находятся гробницы королей, из которых особенно хорошо сохранились усыпальницы первых Габсбургов. Но более всего поражают оконные витражи кафедрала. Даже при пасмурной погоде они прекрасно пропускают свет, как бы оживляя евангельские сюжеты и наполняя внутреннее пространство собора неповторимой игрой красок.

 

Вход в часовню Вацлава почему-то открыт лишь для группового посещения. Тем не менее, перегнувшись через заградительный барьер, я заглянул внутрь: часовня оказалась богато оформленной колоритными фресками и драпировками с драгоценными и полудрагоценными камнями (возможно, потому вход и ограничен?). Настенные росписи изображают сцены из жизни князя Вацлава, правителя, столь широко почитаемого в Чехии. Здесь же, у символического княжеского гроба, укрытого красной тканью, по многовековой традиции короновали чешских монархов.
 
  
   * * *
  
  
Особое удовольствие доставило посещение в Пражском Граде базилики св. Георгия. Хотя и не поражает архитектурной грандиозностью, как собор св. Вита, тем не менее, будучи одной из древнейших христианских церквей, в своей простоте несет непосредственное, не торжественное и незамутненное восприятие истории и религии, пробуждая невольный трепет и почтительное благоговение. Ну что тут говорить, коли построена она аж в 920-м году нашей эры?! Нынешний вид приобрела после ремонта в 12-м веке и с тех пор прекрасно сохранилась, будучи примечательным образцом романского архитектурного стиля. Девять столетий назад техника строительства еще находилась на низком уровне, поэтому церковь возводилась из известняка, широко распространенной, легко обрабатываемой каменной породы. Княгиня Людмила, приходящаяся бабушкой знаменитому князю Вацлаву, именно здесь основала самый первый в Чехии монастырь, и после смерти была погребена тут же. Ее лик запечатлен на стенной готической фреске справа от алтаря.
 
  
   * * *
  
Непременно стоит обратить внимание на Шварценбергский дворец, и обязательно зайти во внутренний его дворик. Архитектуру сооружения определяют как стиль ренессанс. Но моему непросвещенному взгляду почему-то открылось нечто кубистское, особенно в оформлении стен. Совершенная, особая техника резьбы по каменным стенам производит фантастический эффект. Каждый блок эффектно выгравирован, и в общем сочетании придает дворцу некий феерический вид.

 


 
  
   * * *
  
Лорета - комплекс религиозных сооружений, объединенных единой легендой. Причем предание это итальянское, а не местное. Господь, внемля настойчивым молитвам благоверных христиан из итальянского городка Лорето, чудесным образом перенес к ним из Святой земли хижину, в которой когда-то родился Христос. Каким образом эта внушительная посылка была доставлена, легенда не уточняет. Зато известно, кто это оплатил. Естественно, истинно верующие своими молитвами и возведением вокруг святилища множества культовых заведений для прихожан и паломников. Собственно, итальянский поселок ЛоретО являлся портом, через который пилигримы грузились на корабли, отплывающие в Святую землю. Пражский комплекс ЛоретА - одна из мировых копий итальянского варианта. Сооружение ее датируется 17-м веком. Ничего удивительного в том нет: распространены же по всему миру имитации горы Голгофы, места страданий и смерти Христа.

 

Пражская Лорета оформлена в виде прямоугольника замыкающих стен с внутренним двором, в центре которого - импровизированный Дом Святого Семейства, выполненный из белого камня и целиком украшенный орнаментами. По периметру сооружения расположились ухоженные церквушки с прекрасно выполненными статуями Иисуса, мадонны и святых. Особо примечательными являются статуя черной мадонны и ... деревянная балка, но не простая - она считается подлинной частью хижины, где родился Господь. За домиком святого семейства расположена одна из красивейших церквей Праги. Внутри нее - множество статуй ангелочков-младенцев, а сам интерьер кажется выполненным из белоснежного мрамора, щедро украшенного золотом. Я крайне удивился, когда случайно узнал, что все это лишь искусная имитация и благородного металла, и даже мрамора.

 

Тем не менее, пражская Лорета - одно из известнейших мест паломничества, и считается особо важным, почитаемым у богомольцев со всего света.
 
  
   * * *
  
Если вам скажут, что главная достопримечательность Праги - Карлов Мост, не спешите сомневаться. Такое мнение вовсе не безосновательно. Этот каменный путь через реку Влтаву, длиной в пол километра, соединяющий Старый город с Пражским градом, особенно впечатляюще смотрится с набережной рано утром или на закате. А если хоть раз прогуляться по нему, будьте уверены, воспоминания останутся с вами надолго. Секрет прост - это не обычный мост, и не заурядный памятник древности, а значительное произведение искусства, устоявшее, сохранившееся веками. Главная его красота - не в конструкции, а в тех памятниках, башенках и монументах, которыми он украшен по всему пролету, от начала до самого конца. Здесь - и величественный памятник королю Карлу IV, воздвигшему этот мост в 1357 году, и две сторожевые башни с обоих концов, и многочисленные статуи и барельефы. Как правило, они религиозного значения, либо памятники посвящены знаменательным событиям чешской истории.
 


И все-таки одно из них, на мой взгляд, наиболее важное, почему-то обойдено вниманием, и никак не отражено. Да и в истории отмечено мало, хотя несомненно имеет выдающееся значение. В 1648 году в город ворвались шведские войска. Они захватили весь левый берег, разграбили Пражский град. Регулярная армия Австрийской империи, в состав которой входила Чехия, была полностью деморализована, и не в состоянии прийти на помощь. Шведы попытались пройти через Карлов мост в центральную часть города. Но местные жители проявили неслыханный героизм, приняв неравное сражение. На Карловом мосту разыгралась настоящая битва. Причем, в чешском ополчении сражались плечом к плечу студенты и преподаватели Пражского университета, нищие и богатые, мастеровые и купцы, монахи-иезуиты и евреи. Общая беда сплотила всех. Переправа противника через реку означала бы полное опустошение великого города. Пострадали бы монастыри и храмы. Еврейский квартал расположен поблизости, и ярость захватчиков не минула бы его. Но не смотря на прекрасную выучку шведских солдат, поддержанных к тому же артиллерией, пражане, вооруженные лишь шпагами и пистолетами, все-таки победили в неравном сражении, разгромив казалось бы неудержимого противника.
  
Среди туристов наиболее популярен барельеф Яна Непомуцкого на Карловом мосту, мученика, сброшенного с этого самого места в реку за отказ нарушить тайну исповеди королевы. Сей проступок не простил ему коронованный муженек и столь нехитрым способом расправился с непослушным монахом. Видать, было что скрывать и королеве, и монаху. Ревнивый король не спроста подозревал супругу в неверности. Стоит лишь догадываться, что роилось в голове у исповедника. Впрочем, был ли у него выбор? Раскрыв тайну, несомненно обрел бы врага в лице королевы. А король в любом случае не оценил бы его поступок, будь-то раскрытие тайны исповеди, либо неподчинение приказу монарха. Два коронованных врага - двойная жестокая казнь, в чем местные правители тех времен еще как преуспели! Вместо бурных вод Влтавы, могли предать честного монаха изощреннейшим пыткам. Из двух зол преподобный Янек избрал меньшее. Притом остался чист перед церковью и даже возведен в ранг мученика.

 

Меня только удивляет необычное прозвище - Непомуцкий (в чешском произношении - Непомук). Официальная версия, мол по происхождению он из маленького одноименного городка Помук. Но тогда он должен быть Помуцким, то есть без префикса "не". А может быть, разгадка в ином? Когда король допытывался о сердечных тайнах королевы, хитрый монах мямлил что-то несуразное, типа: "Не помню" или "Не понимаю", не в силах отказать монарху, но и не желая предать королеву...

 

Фигурка сего монаха на барельефе Карлова моста начищена до блеска. Прикоснуться к святому изображению норовят почти все туристы. Говорят, это приносит счастье. Хотя какое счастье может доставить соприкосновение с летящим через поручни обреченным человеком? Наверно, что-то здесь другое. Быть может, у каждого есть сердечная тайна, которую не раскроет даже под страхом смерти? Ну как же иначе? Вот и отполирован бедный утопленник до золотого блеска.

 


 
  
   * * *
  
Настоятельно рекомендую посетить церковь св. Николая - настоящий шедевр стиля барокко, с восхитительной архитектурой и грациозно, изогнутыми украшениями интерьера. Многочисленные позолоченные статуи святых и алтарь смотрятся весьма эффектно. А поднявшись на галерею, можно с близкого расстояния разглядывать прекрасные фрески свода и стен, а также картины на религиозную тематику. Причем наблюдается необычный эффект - свет, проникающий через окна, выгодно подсвечивает детали изображений, изначально кажущиеся темными. Создается впечатление будто рассматриваешь их через подзорную трубу по частям. Краски на иконах, отражая лучи, будто играют - раскрывая попеременно сумрак и свет, взрываются сиянием и погружают в тень, как бы подтверждая философско-религиозную концепцию эпохи барокко о том, что мир изначально покоится во тьме, и только истинная вера ведет к жизни и просветлению. Плавный переход художественных, земных тем на стенных изображениях к небесным сценам на потолке церкви, будто утверждает связь происходящего на земле с божественной волей.
 
  
   * * *
  
Вальдштейнский сад обустроен итальянским архитектором в стиле ренессанса. Он напоминает амфитеатр с гротами, создающими иллюзию сталактитовых пещер с окаменевшими гоблинами, лягушками и змеями. Не знаю, что имел в виду садовник-устроитель, но вся эта нечисть мне почему-то кажется символом предательства и вероотступничества. Собственно, исконный владелец замка Альбрехт Вальдштейн таким и был. Его жизнь - яркий пример преуспевания, достигнутого изощренными интригами и полнейшей беспринципностью. Удивительно, но многие чехи считают его чуть ли не героем. Представьте на минуточку, еще немного и отпетый проныра мог бы сделаться королем Богемии, значительной и важнейшей части Чехии. Принцип Вальдштейна прост: всегда принимать сторону сильного, урывать побольше, не забывая поделиться с покровителем. Пройдоха необычайно в том преуспел, втерся в доверие к Габсбургам, предварительно пожертвовав им кругленькую сумму (незадолго до того украденную из чешского банка). На поле боя "геройствовал", возглавив регулярную австрийскую армию в борьбе с плохо вооруженными повстанцами-крестьянами. В результате сих великих "побед" был осыпан королевскими милостями, высокими званиями, должностями и богатством. Не понятно, как ему удалось "втереть очки" монарху, представив столь незначительные победы как нечто выдающееся? Небось, император Габсбург не далек был умом, любую ерунду, которую Вальдштейн ему втемяшивал, за чистую монету принимал, и чтил новоявленного заурядного воеводу словно великого, одаренного полководца. Но бог шельму метит, жизнь вскоре все расставила по местам: вторгшемуся шведскому воинству, настоящему противнику, Вальдштейн противостоять не сумел. Верный собственным, до сих пор не дававшим сбоя беспринципным принципам, поддался шведам, определив в них будущих покровителей, попытался заключить с ними тайную сделку. Тут наконец, легковерный Габсбург протер замыленные глаза, и распорядился умертвить генерала за государственную измену.

 

Некоторые историки связывают неслыханный карьерный взлет Вальдштейна с его мистическим увлечением гороскопами и следствием резонных предсказаний личного астролога. Оказавшись между двух жерновов - Габсбургами и шведами, и не будучи уверен, чью сторону принять, наш "герой" призвал предсказателя. Увы, астролог по какой-то причине задержался. Он вошел в комнату к своему господину, когда тот уже лежал мертвым в луже крови, пронзенный алебардами собственной охраны. Чему тут удивляться? Предавал Вальдштейн, предали и его.
  
   * * *
  
Библиотека Страхова монастыря впечатляет старинными книгами, коих великое множество, включая манускрипты Коперника и Яна Гуса. Но заполучить их для чтения простому туристу мудрено. Впрочем отчаиваться не стоит - есть чему подивиться и кроме того, к примеру, потрясающей отделкой и незаурядной внутренней архитектурой двух главных залов - философского и теологического. Посетив любой из них, не отделаешься от чувства, будто очутился в истинном храме науки. Не даром их строительство и художественное оформление пришлось на эпоху Возрождения. Строить библиотеки допускалось лишь при храмах божьих - и знания, и философию, и собственно науку в те времена патронировали монастыри. Просматривается некая аллегория: оба прекрасных зала - жемчужины новизны, каким-то чудом явились на свет среди сумрака религиозного мракобесия. Коридоры библиотеки заполнены необычными экспонатами: здесь и засушенный хобот слона, и чучело крошечной птички додо, вымершей еще в 17-м веке, и китовый пенис (кстати, это не мышца, как у людей, а кость).

 

Совершенно аутентичное, неожиданное для тех времен убранство залов, великое множество бесценных книг и уникальность любопытных коллекций, несомненно, стимулировали в 18-м веке прорыв в области науки и просвещения.
 
  
   * * *
  
Если все дороги в Италии ведут в Рим, то все пражские улицы тянутся к Староместной Площади. Ее невозможно минуть даже при желании. Так и я, не планируя посещение в первый день, тем не менее каким-то чудом там оказался. Она мистически притягивает, причем ежедневные, ставшие привычными прогулки через площадь не надоедают. Хочется смотреть и озираться вновь и вновь, находя иные детали, не отмеченные ранее, а в уже виденном раскрывая нечто новое.

 


 
Можно долго рассматривать великолепные ратушные астрономические часы с вращающимися дисками. Они показывают время своим способом: богемское - наружными циферблатами с готическими цифрами, а мировое время - романскими. Кроме того отображают час заката и рассвета, моделируют движение небесных сфер. Пятьсот лет назад даже видные ученые искренне верили, что солнце и планеты кружатся вокруг Земли. Притом вращение самой Земли чехи никогда не отрицали, с единственной только оговоркой, чтобы она вся целиком вращалась вокруг Праги...

 

Увы, дикие были времена! Уникальный механизм отражал "научный" взгляд эпохи 15-го века. Он будучи, мягко говоря, слегка ошибочным, не больно укладывался в рамки математических расчетов, и потому не легко приходилась мастерам создавать конструкцию необходимой точности. Приходилось непрестанно совершенствовать ее, усложняя механизм. И все-таки городской хронометр такой навороченной и замысловатой системы конструкции на протяжении долгих лет не желал правильно функционировать. Десятилетиями часы налаживались, мастера вносили изменения, и наконец-то довели "до ума". Не сразу запустился хоровод апостолов, и даже несложные фигурки-скульптурки Мавра и Смерти тоже долго не желали заводиться. Лишь по прошествии долгих лет наступил момент торжества. С тех пор и поныне часы функционируют исправно, ежечасным боем радуя восхищенных туристов.

 


 
Не станем глумиться над незадачливыми чешскими мастерами. Тем более, зачастую они и не были чехами. Нанимали немцев и итальянцев, а в целом астрономическую науку поднимать пригласили датчанина Тихо Браге, почтенного ученого с мировым именем. Он не совершил каких-то кардинальных астрономических открытий. Скорее наоборот: был приверженцем консервативной геоцентрической теории, - ну никак не желал признать, что земля вокруг солнца вертится, отчаянно с Коперником спорил, и препятствовал последнему в исследованиях. Тихо Браге первым из землян наблюдал вспышку сверхновой звезды, однако правильно объяснить событие не сумел. И все же, отдадим ему должное: Браге уж очень сильно увлекался астрономией, помимо отмеренных монархами средств на исследования, он целиком пожертвовал и собственным весьма значительным состоянием, дабы изготовить специальные, новейшие по тем временам приборы для особо точных наблюдений и проведения научных измерений, благодаря чему накопилась громадная база бесценных данных о движении небесных тел. Именно это и явилось основой дальнейших научных открытий.

 

Понятно, что для осуществления столь широкого проекта, требовалась помощь сильных мира сего. Что же получается, просвещенными короли были, эти императоры Священной Римской империи, коль столь щедро жертвовали на научные исследования? Отнюдь. Не будем обольщаться. Чем интересовались монархи прежде всего - это составление гороскопов для себя любимых. Иначе, какое им дело до далеких звезд? На астрологических предсказаниях короли выстраивали собственные планы, причем все абсолютно - от обыденных дел до высокой государственной политики, к примеру, какую шляпу для прогулки по саду надеть, и начинать ли очередную кровопролитную войну против соседей. Парадоксально, но важные исторические решения принимались на основании гороскопических гаданий. Поэтому придворный астролог был весьма влиятельным лицом. От его предсказаний зависело многое. Увы, провидец, подобно саперу, ошибается единожды. Потому гадатели долго при дворе не задерживались.

 

Хорошо, если их за "ошибки" просто изгоняли, лишив должности и зарплаты. Бывало и похуже. Загадочна, к примеру, смерть Тихо Браге, главного астролога императора. Умер он во время пира. Официальная версия - разрыв мочевого пузыря. Будто бы астроном не посмел нарушить этикет и выйти из-за пиршественного стола прежде короля. Медики почему-то оспаривают возможность такого странного варианта смерти. Рассматриваются и иные причины - ученый мог быть отравлен по приказу короля, либо собственными завистливыми коллегами. Взять хотя бы более талантливого, но менее успешного Кеплера. Если это так, то возникает некая историческая прелюдия варианта Моцарт-Сальери. Но вопреки классике, в данном случае, Моцарт убил Сальери, ибо ученый Кеплер был более одаренным, нежели Тихо Браге, если чему и завидовал, так только материальной обеспеченности наставника, но как профессиональный астроном и ученый уже давно превзошел учителя.
  
Занятно глядеть на Прагу с высоты птичьего полета, взобравшись на вершину Ратушной башни. Возвышенных мест для обзора много, но это - наилучшее из всех, прежде всего тем, что находится в самом сердце столицы. Виды Праги с высоты уж точно не оставят никого равнодушным - город раскрывается в полном великолепии. И прежде всего неповторимой пестротой разновысоких крыш домов, случайно или намеренно, но очень гармонично составленных в единый колорит. Восхитительно выглядит с высоты даже мостовая площади, подобно расчерченному полю некой таинственной, старинной игры. Невозможно это увидеть, находясь внизу!

 


 
  
   * * *
  
Самая впечатляющая картина, открывающаяся взору - на доминирующую над Староместной площадью Церковь Богоматери перед Тыном. Этот вильчатый храм сразу обращает на себя внимание, и туристы, впервые очутившиеся на площади, первым делом фотографируют именно это сооружение. Отмечу, что "вилка" контура - двузубая, каждое острие являет собой башню. Оригинальность в том, что обе они - разные, хотя и равновысокие, но не одинаковой ширины. Преднамеренная асимметрия придает храму странное изящество, и не обременяет взгляд. Меньшую башню называют Евой, а большую, соответственно, Адамом. В том усматривается некая символика: скажем, на первый взгляд, негармоничный союз различных по очертаниям фигур мужчины и женщины, однако, создает вполне сбалансированную структуру, к примеру, брачный союз, как единую сущность, основанную на сочетании телесно разных составляющих.

 

К сожалению, внутрь церкви не пробраться. Она ныне закрыта то ли на реконструкцию, то ли по иной причине. Остается единственная возможность - затесаться в очередь особо любознательных туристов, чтобы заглянуть внутрь через небольшое дверное окошко. И всего-то. А жаль - очень бы хотелось рассмотреть близко изнутри прекрасный интерьер и красивый иконостас, чтобы мысленно окунуться в мир преданий и легенд, коими сей храм щедро одарила история.

 


 
Продолжение следует

 

© Copyright Alex Safir
 

Комментарии ( 0 )
Авторизуйтесь , чтобы добавить комментарий и участвовать в обсуждении.
максимальная длина сообщения 1000 знаков
Напиши оригинальный комментарий и получи приз!
Facebook Twitter Вконтакте Mail.ru LiveJournal Yandex
Что изображено на фото?

Где находится и чему посвящена композиция?

Выиграйте 50 баллов от
Культ-Турист.ру
Вы должны авторизироваться чтобы ответить на вопрос!




Опрос пользователей

В нашем приложении "Путеводители Культ-Турист" уже 26 стран, а каких стран лично вам не хватает?

Польша

Швеция

Украина

Хорватия

Словакия

Норвегия

Дания

Литва

Турция

Другой страны

Результаты
  © 2017 Туристический портал
Разработка блога - МираВеб
RSS