Cult-turist.ru
На главную Карта сайта Обратная связь
Cult-turist.ru
Достопримечательности Испании, Мадрида, Барселоны,Толедо, Кордова, Гранада, Альгамбра, Музей Прадо

Поиск отелей

Дата заезда

calendar

Дата отъезда

calendar
Комментарии пользователей
Город, устремленный в небеса - Сен-Поль-де-Ванс!
Рейтинг участника: 
Опубликовано 15 апреля 2012, 23:04
Просмотров - 4076
Оценка: 4.6 (7 голосов)
Ваша оценка: 

Сен-Поль-де-Ванс - одно из самых излюбленных мест французских художников.  Но приезжают сюда и просто любители искусства, даже обычные  туристы. А их,  ни много, ни мало,  набирается в среднем по семь тысяч в день – весьма впечатлительно  для небольшого городка!   


 
Что же заставляет людей  бродить часами по  узким, не вполне удобным для прогулок, неровно  мощеным, крутым  уличкам?  Загадки в том никакой: они  желают  дышать одним  воздухом, погрузиться в ту же атмосферу, которая вдохновила к творчеству и  стала питательной средой выдающимся гениям искусства, таким как  Пикассо,  Матисс,  Синьяк, Боннар, Утрилло, Модильяни, Шагал. Последний пожелал остаться здесь даже после смерти,  и был тут похоронен.
 


Несомненно,  Сен-Поль-де-Ванс - один из самых посещаемых городков  на Лазурном берегу. Так чем же, в свою очередь, привлек   он знаменитых  художников?  А вы только присмотритесь – да это же просто идиллия! Вершина  городского холма словно упирается в небo, на юге – отражает сказочным блеском Средиземное  море, а на севере просматриваются снежные  Альпы. Даже время как бы остановилось здесь, замерло, заполонило ожиданием прикосновения мастера,  дабы тот в великом художественном порыве увековечил  сии дивные места. А еще – чтобы до края наполнилась творческим смыслом  душа и  создалось нечто в искусстве новое, невиданное досель. 

 

Вот почему многие великие  начинали именно здесь. Впрочем, тесновато им жилось. Трудно гениям  подолгу друг друга терпеть, тем более,  вместе  уживаться. Что поделаешь, такова специфика творчества.  И хотя поначалу жались,  творили бок о бок, затем все-таки разбрелись по Лазурному берегу, подобно  разошедшимся их творческим тенденциям.  Каждый мастер облюбовал новое пристанище, новую атмосферу.  С именем основателя импрессионизма Клодом Моне отныне связаны Антибы.  Здесь же работал кубист  Пабло Пикассо, сей  городок неразрывно связан и с его творчеством. Огюст Ренуар создал собственную студию в Кань-сюр-Мер. Поль Синьяк присмотрел  Сен-Тропе, Анри Матисс и Рауль Дюфи развивали  мастерство в Ницце. С Фернаном Леже связан поселок Био.

 

Будто волшебными  прикосновениями кисти и резца, они превращали иные маленькие городки в подобие сказки, непосредственно и навеки связав их собственными именами. Притом  не окружали их непробиваемыми виртуальными стенами, не застряли в путах собственных идей, не обособились намертво... наоборот, всегда посматривали, что же такое новое изобрел не менее талантливый сосед? Таким образом, я бы не рассматривал сии вотчины, как что-то независимое, наоборот, они вместе составляют некую виртуальную художественную тропу искусств, протянувшуюся вдоль самого по себе природно-живописного  Лазурного Берега.

 

А вот Марк Шагал обосновался именно в Сен-Поль-де-Ванс..... Пусть давно он покинул бренный  мир, но мощные  отголоски его творчества до сих пор “звучат”  в  многочисленных маленьких галереях и на местных передвижных выставках, где получают “второе дыхание”. Здесь же, в  Сен-Поль-де-Ванс, творил Никола де Сталь (урожденный Николай Владимирович Шталь ) французский живописец русского происхождения, один из крупнейших мастеров послевоенного европейского искусства.
   
      
Сен-Поль, несомненно, завоюет ваше сердце.  Добираться туда из Ниццы лучше всего автобусом. Проехать придется  лишь 12 км на северо-восток по дороге, ведущей к холму, возвышающемуся на 180 метров над побережьем. 

 

Отправная точка экскурсий -  площадь Шарля де Голля. Знакомство туристов с Сен-Поль -де-Ванс происходит сразу  у подножья исторического холма. Ныне это - весьма оживленный и вполне современный райончик  с супермаркетами, автосалонами и ресторанами. Надо отметить, что начинался он как  «потемкинская деревня» - обустроили в 1948 году по случаю прибытия в город генерала де Голля. А вот эффектный средневековый мир Санкт-Поль-де- Ванс предстанет перед вами еще до подъема на скалистую горку. Продвигаясь к старой части города,  первым делом увидите защитные стены, сложенные из  древних камней, и внушительные, сводчатые входные ворота с величавым названием - Порт Рояль, сооруженные еще в 15-м веке.... Из стенных бойниц  и сейчас  грозно поглядывают жерла пушек, привезенных в качестве трофеев в 1544 году после итальянских баталий. Сочетание  крепостных стен, бастионов, со смотровыми площадками и башней, поначалу воспринимается устрашающе. Однако, лишь на первый взгляд.

 



Крепость замышлялась как некое предупреждение возможному завоевателю. На самом деле нрав городка весьма добродушен, и вы вскоре убедитесь в том сами, войдя внутрь.  Перед вами предстанет  очаровательный, живописный  холм, заполненный галереями, бутиками и открытыми кафешками.  При всей причудливости, трудно обнаружить, что бы вам не пришлось по душе. Смело присоединяйтесь  к разноголосой толпе туристов, прибывших сюда  из всевозможных уголков мира. 

 

Прогулка по извилистым улочкам вдоль  древних каменных стен, увитых виноградной лозой,  приведет вас к элегантным фонтанам и статуям, как свободно стоящим, так и помещенным  в крепостные  ниши.
 



Непременно поглядывайте вверх, чтобы не упустить из виду  художественные произведения, помещенные  прямо в стенных проемах. Особенно приятно здесь прогуляться солнечным днем, двигаясь тенистыми дорожками  к фонт анам, к площадям, садикам и  художественным галереям. Главная пешеходная улица Гранд влечет  вас в настоящее Средневековье.   Ну, вот и самое время перенестись в прошлое, лет этак на четыреста назад. .Впрочем,  воображение включать не обязательно. Ощущение придет само, едва вы ступите на крутые  мощеные булыжником переулки, пройдете сводчатыми узкими проходами, через древние арки, неожиданно очутитесь на внезапно открывшихся  перед вами очаровательных, сперва  скрытых от глаз  туристов миниатюрных  фонтанных  площадях,  сформированных  тесно прижавшимися друг к другу каменными домами. 

 


Внушительные  фасады строений  на главной улице относятся к  16-18-м векам. Не возможно безразлично пройти мимо  массивной  оборонительной башни 14-го века под названием  Тур-де-ла-Фондел. История ее одновременно героическая и пугающая, ведь сперва служила в качестве дозорной, а позднее стала заурядной тюрьмой. 

 


Ныне все улицы внутри старого города – пешеходные. Иначе и быть не может - автомобиль не впишется в проходы, зато туристы могут свободно, неторопливо, спокойно, и  главное - безопасно здесь прогуливаться. А самое главное, на мой взгляд,  то, что шагаешь не по безликим руинам, как в Греции или Италии; все очень аккуратно восстановлено, хорошо организовано и спланировано. Несмотря на многочисленные толпы  посетителей, никакой толчеи нет,  никаких туристических заторов. Сен-Поль при всей своей скученности, однако,  вовсе не тесен; здесь можно гулять свободно,  непринужденно и даже расслаблено – никто на пятки не наступит. А воздух по горному чист и прозрачен.

 

Посему и вы не торопитесь,  а побродите средневековыми улочками,  взойдите на старую крепостную схему полюбоваться выдающимся  панорамным видом окружающих холмов и живописных долин. Бросьте взгляд на запад с  бастиона св. Реми, и  вы увидите отдаленный блеск Средиземного моря, посмотрите в противоположную сторону – там  укрытые снегом Альпы.  А внизу рядом у  стен  - множество дикорастущих цветов, с богатым колоритом, без просвета, единым ковром укрывающие подножье крепости.

 


 
Средневековое наследие Сен-Поль-де-Ванс признается во всем мире. Но каков он сейчас, сей городок? Платаны, открытые ресторанчики и игроки в петанк, национальную забаву, придают городку типично провансальский стиль.. Весьма вписывается в общую картину известное  Café de la Place, совладельцем которого когда-то являлся   Ив Монтан, который и сам любил поигрывать  в петанк и даже участвовал в соревнованиях. И великий Пикассо здесь хаживал, в обеденный час не забывая заглянуть в кафе Colombe d'Or.

 

В начале прошлого века городок  оставался  весьма уединенным,  идеальным местом для творчества, поистине раем,  вдали  от городской суеты. Художники облюбовали его в начале прошлого века  и создали здесь  собственный созидательный центр. Отголоски того времени -  невероятное количество и поныне существующих галерей. Даже если вы не готовы выложить тысчонку-другую баксов за подлинные  произведения мастеров,  никто не помешает вам просто полюбоваться ими или сфотографировать.  Обратите внимание на всевозможные художественные поделки в стиле современного искусства. И они, и многие украшения зачастую продаются по весьма приемлемой цене, будучи притом вполне уникальными. 

 


 
Иными значительными свидетельствами  расцвета творческой эпохи является всемирно известный музей современного искусства Фонд Maeght, что наряду со  знаменитым отелем Colombe d'Or, буквально уставлены  бесценными предметами искусства.  И все это великолепие сосредоточено в крошечном  городке Сен-Поль-де-Ванс!

 

Но не только живописью и скульптурой славятся здешние места. Тут творили известные писатели и кинематографисты – Жан  Кокто, Андре Жид,  Дэвид Лоуренс, Кэри Грант, Ив Монтан, Симона Синьоре. Их бесконечные романтические прогулки по этим милым взору склонам,  среди прекрасных художественных галерей с превосходными  шедеврами, и по сей день в памяти местных старожилов. Почему даже признанные мастера наведывались  сюда, не считаясь со средствами и временем?  Вероятно, с удовольствием изучали уже созданное великое творчество, чтобы затем явить миру  собственное.

 

Постоянная коллекция произведений искусства расположилась во дворце 17-го века Шато де Вильнев на Пляс-дю-Френ. Название  выставки -  Фонд Эмиля Хьюго,  в честь бывшего мэра города и министра правительства;  ее целью является к тому же,  содействие современному искусству в рамках организации серий ежегодных выставок. Неподалеку  расположился собор Преображения, возведенный еще во времена древней династии французских королей Меровингов,  на месте старого римского храма, посвященного когда-то языческому богу Марсу.  Собор  основательный, от него веет спокойствием, надежностью и достоинством.  Подобное впечатление создается и о самом городе в целом.

С древних времен Сен-Поль-де-Ванс привлекал своим превосходным  стратегическим положением. Первыми облюбовали эти  места кельты и  лигурийцы . Затем римляне лет за сто до нашей эры по праву сильного, вытеснили  их.  В начале христианства  укрепленный городок носил длинное название  Каструм  Санкти-Паули,  дословно:-  крепость святого Павла. В 1537 году король Франциск I, признавая военную значимость города, приказал  расширить  укрепления. Это понятно,  ведь крепость находилась прямо у границ его империи. Странно конечно, но исторический факт: вся территория, простирающаяся южнее,  вплоть до Средиземного моря, включая даже город Ницца,  раньше вовсе  Франции не принадлежала. Она вошла  в состав страны лишь  в 1860 году. А до того, прилегающие к Сен-Поль-де-Ванс места были  владениями то королевства Сардинии, то графства Пьемонт, то принадлежали Савойской герцогской династии. Все эти феодальные государства ушли в небытие, а Сен-Поль, когда-то всего лишь пограничный пост, недавно обрел новую жизнь и цветет поныне ....

До середины 17 века Сен-Поль развивался и богател. Ему присвоили  завидный по тем временам  титул -  «Вилле Рояль", что означало -  город под непосредственным контролем французского короля. Вспомните название входных ворот -  «Порт Рояль». Они  также переводятся, как «королевские». Городу уже тогда сулили великое будущее. Но в 1746 году, случилась беда - его  захватили  австрийцы. Множество  зданий было разрушено. Трудолюбивое население    восстановило  большинство домов, однако с тех пор значение города заметно и неуклонно  снижалось.  Что поделаешь – времена меняются, феодальные пошлины ушли в историю, и город уже не контролировал стратегические дороги, как было ранее. Их проложили в иных местах. Да  и в торговле явно проигрывал  новым поселениям, образовавшимся  в долинах и у побережья.  О некогда значимом  городе на скале если не забывают вовсе, но по крайней мере, не принимают более всерьез, и деньги на перестройку и его ремонт власти не выделяют.  Но вот, где ирония судьбы! В перспективе это оказалось даже хорошо, ведь древнее архитектурное наследие осталось нетронутым, будто законсервированным. 

 

Такой чудом сохранившийся старинный, романтический  антураж и привлек сюда молодых, перспективных  художников в самом начале 20-го века. С тех пор для городка наступила новая эпоха становления. Его принялись энергично обустраивать, однако весьма осмысленно,  чтобы не дай бог не нарушить древний колорит. Потребовалось немало усилий,  дабы сохранить  чудом дошедшее до нынешних времен великое архитектурное наследие.   Над реставрацией старинных зданий зодчие  работали совместно с историками и археологами, скрупулезно реставрировали и обновляли,  используя   разумное планирование,  дабы сохранить  Сен-Поль, как   одно из самых привлекательных  мест Лазурного берега. Немалая заслуга в том ученых из   Фонда Maeght  и.... владельцев отеля-ресторана Коломб д'Ор («Золотая голубка»).

 


 
Казалось бы, при чем здесь какие-то трактирщики-лавочники? Да вот, история поучительная. Последние весьма разбогатели при весьма интересных обстоятельствах. Гостиница и ресторан, расположенный в квартале  старинных зданий,   когда-то были приютом бедных художников, многие из которых расплачивались за кров и питание собственными  творениями, ибо  не имели тогда достаточно денег. Среди приживальцев  были  мастера,  которых  лишь в отдаленном будущем  признали гениями. Представляете, во сколько оценили  затем  их произведения?  Но не все шедевры с тех пор пошли на продажу. И поныне стены и сад заведения  украшены работами Пикассо, Брака, Миро, Матисса, Леже, Колдера, Шагала и многих других. Все это случилось от того, что владелец ресторана по имени Поль Ру, тоже  начинающий художник, обладал добрым сердцем  и проявил  несомненно бескорыстную заботу голодающим художникам  и литераторам. Его первыми клиентами были  ставшие затем знаменитостями - . Паньоль, Жионо, Превер, Пикассо и Шагал. Слава о щедрости владельца отеля росла с каждым днем. Количество клиентов росло, а с ним и статус Коломб д'Ор, как гастрономического храма искусства.  Быть его завсегдатаем считалось престижным. Там можно было увидеть знаменитостей, да и самому быть увиденным ими. Благодаря этому, ресторан и кафе  расширили,  и гостиницу перестроили под большее количество номеров. Вот когда «Золотая голубка» действительно стала золотой. Не даром поговаривают, как «корабль назовешь, так он и поплывет». Художники, тогдашние обитатели,  впоследствии став знаменитыми, никогда не забывали ни Сен-Поль-де-Ванс, ни гостеприимный отель .. . Поль Ру умер в начале 1950-х годов весьма богатым, и что на много  важнее – знаменитым человеком. Его наследники по прежнему содержат этот бизнес, лишь формально  поддерживая традицию.

 

Какой из всего можно сделать вывод? Если не уверены в своих способностях, станьте меценатом – притом со временем не только разбогатеете, но еще приобретете и большую известность. Не в том ли ваша предназначение? .

Стоимость обеда в Коломб д'Ор отныне не дешева. Увы, и традиции уже иные. Если вы начинающий художник, вряд ли расплатитесь собственным, возможно талантливым холстом или гравюрой.  Однако,  смысл ведь не в этом – вы придете  туда, чтобы окунуться в атмосферу искусства и вкусить то, что вкушали выдающиеся, почувствовать то, что ощущали знаменитости.
 
Фонд Maeght является частным фондом, посвященные современному искусству. Он был основан 1964 году, и являлся первый в своем роде во Франции. Его основатель  Эме Магт был легендарным парижским торговцем произведениями искусства и другом многих выдающихся  художников, таких, как   Жоан Миро, Александр Колдер, Фернан Леже, Альберто Джакометти и Марк Шагал. Коллекция музея, кроме их работ,  включает также  и  произведения Жоржа Брака, Василия Кандинского,  Пьера Тал-Коа и Пьера Паллю. Как видите, немало во Франции знаменитых «пьеров». В музее экспонируются не только  картины. Широко представлены  также скульптуры, мозаика, фрески, витражи и керамика. Некоторые произведения искусства выставлены  прямо на открытом воздухе в саду и в патио музея. Среди выдающихся скульптурных произведений –   «Суд» Джакометти, «Лабиринт»  Миро, «Бассейн» Брака и «Фонтан» Бери. Здание музея возвел испанский архитектор Хосе Луис Серт, последователь великого Ле Корбюзье. Он  искусно использовал   в архитектуре сочетание белого бетона и красного кирпича, благодаря чему, получилась  удачная современная постройка,   архитектурно    гармонирующая  с выставленными на обозрение  экспонатами. Этот музей – одна из лучших в мире выставок  искусства первой половины 20-го века.

Непременно загляните в часовню св. Розария.  Она тесно связана с поразительной историей, случившейся во время  пребыванием здесь Матисса. Он  посетил Сен-Поль в 1941 году. Тогда мастер уже был в преклонном возрасте  72-х лет, он серьезно страдал заболеванием желудка. За ним самоотверженно ухаживала добрая женщина - медсестра доминиканского монастыря. Здоровье восстанавливалось долго, и Матисс вынужден проводить  дни  в инвалидной коляске. Медсестра в это время стала его лучшим и верным  другом; oбразованная и начитанная,  была интересной собеседницей. Они подолгу говорили, обсуждая в том числе  проблемы архитектуры и искусства. Во время одной из таких бесед мастер пообещал после выздоровления помочь с проектом  новой часовни. Первоначально речь шла о дизайне одного лишь окна. Но развитие идеи затем охватило всю архитектуру здания в целом. Еще толком не оправившись от болезни,  Матисс приступил к  работе, которая  так его увлекла, он занялся ею с таким  энтузиазмом, что вскоре даже предложил  не только собственноручно спроектировать часовню целиком, но и нести все расходы по ее строительству.     

 

Потребовалось полных  четыре года, чтобы с  помощью французского архитектора Огюста Перре  завершить сооружение, возвести то, что многие ныне  признают настоящим шедевром. Непосильная задача для почти 80-летнего полу-инвалида, тем не менее, была блестяще выполнена. Часовню освятили  25-го  июня 1951 года, и на церемонии ее открытия Матисс произнес:  "Эта часовня для меня является кульминацией творчества  и результатом огромного, искреннего и нелегкого труда. Не я выбрал работу, в конце моего пути судьба избрала ее для меня. И несмотря на все свои недостатки, я считаю это истинным шедевром, результатом усилий всей моей  жизни, которую я посвятил поиску истины ".

 

Действительно, часовня –  великий шедевр:  бело-фарфоровые цвета контрастируют с фоном черного оформления,  а лепестковые  витражи протянулись  от пола до потолка, радуя проникающим спектром  желтых, синих и зеленых красок. Невозможно не упомянуть фрески. Одна из них, под названием «Возведение креста», впечатляет более всего .  Простой и чистый дизайн  часовни Святого Розария как будто  воплотил в себе дух прованских художников 20-го века.

Итак, что же такое  Сен-Поль-де-Ванс? Древняя крепость,  прекрасное наследие средневековья, где любой камень в стене – история?  Город-галерея? Или великолепный храм искусства ,  холм, уходящий в небеса, через который пролегла дорога на творческий Олимп для многих впоследствии признанных гениев?

Я бы ответил так: и то, и другое, и третье. 

 

Комментарии ( 2 )
Авторизуйтесь , чтобы добавить комментарий и участвовать в обсуждении.

Были в начале сентября в Сен-поль-де-Ванс, симпатичный, очень приятный городок. Спасибо за ваш блог, пригодился, так может быть и не заехали бы. А на обед мы решили заехать в Гурдон неподалеку, Вами кстати тоже описанный ранее. Гурдон вообще миниатюрный городок, но там есть ресторан с террасой с прекрасным видом на окрестности, всем рекомендую.

22 сентября 2014, 16:56

Здравствуйте, Александр! Действительно, Сен-Поль-де-Ванс - милое местечко, одно из тех, куда хочется возвращаться. Я естественно, плохого не посоветую )

22 сентября 2014, 17:13
максимальная длина сообщения 1000 знаков
Напиши оригинальный комментарий и получи приз!
Facebook Twitter Вконтакте Mail.ru LiveJournal Yandex
Что изображено на фото?

Где находится и чему посвящена композиция?

Выиграйте 50 баллов от
Культ-Турист.ру
Вы должны авторизироваться чтобы ответить на вопрос!




Опрос пользователей

В нашем приложении "Путеводители Культ-Турист" уже 26 стран, а каких стран лично вам не хватает?

Польша

Швеция

Украина

Хорватия

Словакия

Норвегия

Дания

Литва

Турция

Другой страны

Результаты
  © 2017 Туристический портал
Разработка блога - МираВеб
RSS