Cult-turist.ru
На главную Карта сайта Обратная связь
Cult-turist.ru
Достопримечательности Испании, Мадрида, Барселоны,Толедо, Кордова, Гранада, Альгамбра, Музей Прадо

Поиск отелей

Дата заезда

calendar

Дата отъезда

calendar
Комментарии пользователей
Бесалу. Городок в табакерке!
Рейтинг участника: 
Опубликовано 15 ноября 2011, 18:48
Просмотров - 2186
Оценка: 5.0 (2 голосов)
Ваша оценка: 

Кто понял жизнь - тот не торопится, кто хочет жить – тот не спешит. Своим богам пусть каждый молится. Кавказ – приют моей души!

 

Это строки из Кавказской песни московского барда Владимира Капгера, и речь в них идет не столько о Кавказе, сколько о месте, откуда не нужно торопиться уходить. Для многих из нас таким местом стала Испания, для некоторых – Каталония. Каталонию нельзя не любить. Она прекрасна и многообразна. Каждая область Каталонии таит тысячи открытий. Одна из ее областей - область Гаротча. Одно из многих открытий – город Бесалу. 

 

Бесалу – наиболее сохранившийся средневековый город Каталонии. 

Поселения в средневековой Испании возникали на месте римских укреплений, вокруг замков феодалов, вокруг монастырей. Они имели структуру круга с доминирующим центром. Круги делились на кварталы, которые назывались по тому, что или кто там находился. Квартал каменщиков. Больничный квартал. Иудейский квартал. Квартал ремесленников. Квартал Санта Мария де Пиетат.

 

Изначальным центром Бесалу был укрепленный феодальный замок на месте слияния двух рек – Капельядес и Флувия. Потом в Бесалу был построен монастырь ордена доминиканцев, который стал еще одним центром поселения. Попасть в средневековый город можно было только по средневековому фортификационному мосту, который сейчас является визитной карточкой Бесалу.

 

Бесалу некоторое время являлся столицей Барселонского графства, это случилось после смерти Джефри Волосатого, считающегося основателем Каталонии. В 1966 город был признан всемирным памятником архитектуры средневековья, историческим памятником Каталонии. Бесалу занимает площадь 4.81 квадратных километра, находится на высоте 150 метров над уровнем моря.

Все выше перечисленное можно прочитать в рекламном проспекте.

 

Увидеть Бесалу просто. Можно приехать с экскурсией, а можно своим ходом – на машине или на автобусе из Жероны. Я приехала на автобусе. 

Погода стояла солнечная. В синей-синей дали виднелись белые-белые горы, соперничающие белизной с белоснежными облаками на синем небе.

 

День был теплый, настроение отличное и мне не терпелось начать совершать открытия. Ведь средневековый город – это история, а история – открытая дверь в прошлое. В руках я держала карту-схему с нанесенными на нее 15 цифрами, каждая цифра означала какую-нибудь достопримечательность. Я решила не торопиться, и не спеша обойти их все. Выбрала направление против часовой стрелки вдоль городской стены. Стена была высокой, с узкими окошками - бойницами. 

 

Она была построена из камней, которые приносило течением реки. Гаротча – вулканическая область, поэтому круглые булыжники стены, скрепленные саманом (саман – смесь глины, навоза, песка, мелких камней и сухой травы) были вулканического происхождения. По этой стене можно изучать геологию края. Здесь гранит и кварц соседствуют с базальтом и вулканическим туфом. 

 

Завернув за угол, я оказалась на площади (Sant Pere) Сант Пере. Эта площадь названа по имени монастыря, церковь которого была посвящена святому Павлу (Сант Пере). Площадь поражала своей пустотой. Может быть, поэтому я решила вначале пойти в музей, который находился по правую руку от собора. 

Музей назывался «Мир в миниатюре». – А, из России - сказала женщина смотритель. - У нас много экспонатов, привезенных из России. 

 

Музей был создан на основе коллекции, собранной Луисом Каррерасом, живущим в Бесалу. Этого человека восхищают произведения искусства, созданные скрупулезным и терпеливым трудом мастеров миниатюры. В нем более 200 экспонатов. Музей находится в доме, называемом «Cal Coro» (Дом Коро), в котором когда-то размещалось аббатство. В музее три зала. В первом зале представлены миниатюры (в масштабе 1:12) торговых лавок в стиле 19 века. Модели лавок портного, аптекаря, модиста, бакалейщика выполнены натурально, с мини-муляжами предметов, продуктов, инструментов и мини люди в них тоже как натуральные. Все, как живое, но нельзя ничего ни потрогать, ни попробовать. Эти миниатюры напомнили мне городок в табакерке, описанный Ф. Одоевским в одноименной сказке. Во втором зале собраны мини-миниатюры, а в третьем зале – микро-миниатюры. Здесь, как и положено быть, находятся работы наших двух соотечественников из Омска и Санкт Петербурга. Каждый Левша имеет свой конек. Наши работают с металлом и ювелирными камнями. Их работы помещены под огромные увеличительные стекла, только в которые и можно разглядеть тончайшие детали композиций и их переплетения. 

 

На прощание мне подарили штопальную иголку - в ушке похожей иглы разместил свои творения – состав из шести вагонов и караван верблюдов - Омский мастер. 

Дверь в собор Сант Пере была открыта. Простая дверь с полукруглой слепой аркой. Над дверью, почти под самой крышей, расположено арочное окно с боковыми колоннами и скульптурными изображениями львов по бокам. Эти львы - символ силы - силы веры. Львы попирают лапами обезьяну и змея. Это символ торжества христианской религии над неверием и дьяволизмом. 

 

Внутренний зал церкви монастыря состоит из трех нефов. Неф – продольное или поперечное пространство здания, отделенное от соседнего пространства колоннадой. Никакого убранства. Серый камень и простота, как положено монастырю романского стиля. 

 

Монастырь построили монахи ордена бенедиктинцев в 977 году. Это было время великих перемещений и великого строительства в Европе. В 10-12 веках в Западной Европе появился художественный стиль, которому в начале 19 века определили название романский. Романский стиль, вобравший в себя элементы искусства античности, раннехристианского искусства, искусства Византии и мусульманского, является первой художественной системой средневековья и характеризует эпоху того времени. 

 

Романский стиль появился как следствие беззаветного труда монахов. Первый монашеский орден Европы, созданный в Италии и распространившийся по Европе благодаря подвижничеству монахов – Бенедиктинский. Девиз ордена бенедиктинцев - молись и трудись. Монахи молились о спасении мира и трудились – создавали проекты, строили церкви и монастыри, писали летописи и переписывали манускрипты, были учителями и наставниками, строили больницы и ухаживали за больными. Монастыри жили, в основном, на пожертвования. Как правило, каждый монастырь имел свою реликвию, которой приходили поклониться паломники, пилигримы. В монастыре Сант Пере находились мощи двух святых - Прима и Фелисио. Путь пилигрима был далек и порой не безопасен. Для них и была построена больница, которая впоследствии стала больницей для бедных. Деяния святых ушло в далекое прошлое, мощи их не сохранились, а больница и больничная церковь под покровительством святой Юлии, остались как памятник. Собственно сохранился в оригинале только фасад часовни при больнице.

 

К больнице примыкает узкая мощеная улочка, сбегающая вниз к речке. 

На просторной речной террасе раскинулись огороды. Яркая зелень салата, ростков бобов и молодого лука радовали глаз. Речка была каменистой, ее бы назвали Каменкой в России, а здесь она Флувия. По берегам реки рос ивняк, усыпанный нежно зелеными листьями, по мелководью плавала пара уток, а еще одна спала среди нагретых солнцем камней. Услышав мои шаги, она встрепенулась, заковыляла ко мне бодрым шагом. Подойдя совсем близко, удивленно скосила глаз в мою сторону – где же хлеб? – и, не дождавшись угощения, полезла купаться в воду. 

 

В 1447 году Бесалу был обнесен крепостной стеной. Вдоль нее, снаружи, проложена дорожка, по которой я и шла. Время от времени стена прерывалась, и появлялись лесенки, уводящие внутрь города. Сквозь арки проходов и перспективы лестниц были видны старинные здания и гуляющие люди – как городок в табакерке.

 

Я дошла до места на карте, где были показаны значками синагога (1264 год) и миквэй (ритуальная очистительная купальня). Это так называемый еврейский квартал Бесалу, в котором проживало около 200 жителей. Очистительная купальня, одна из 10, найденных в Европе, была закрыта на замок, а вместо синагоги, видимо уже давно находится жилой дом. Зато от бывшей синагоги был хорошо виден арочный въездной мост в Бесалу. 

 

На мосту гуляли группами туристы. Одна группа стояла вместе с местным гидом, в руках у которого были фотографии разрушенного во время войны моста. Сейчас мост был как новый. Его семь арок-ворот пропускали через себя воду реки Флувии. Флувия после обильных дождей была особенно полноводна. Наверное, как в те, далекие времена. За башней с деревянной решеткой, закрывающей проход по мосту, виднелась новая часть города. Я вернулась в старую, и вышла на центральную площадь. На улице возле кафе за столиками сидели люди и лениво рассматривали прохожих. На здании бывшей курии (дом служителей церкви) висела вывеска отеля. Напротив отеля стоял магазин, колбасная лавка, который зазывал посетить открытый при нем музей. Я зашла. Пара витрин крестьянского быта, муляжи хамона и колбас, свешивающихся с потолка – полная иллюзия колбасного изобилия, а дальше вход в лавку, где это изобилие продавалось. Бесплатная колбаса в мышеловке. Было неловко уйти, не купив что-нибудь. 

 

К центральной площади примыкал квартал, где находились феодальный замок и церковь Санта Мария. По узкой, поднимающейся вверх улице, я прошла к небольшому закутку между домами, где висела надпись: «Здесь когда-то стояла церковь Санта Мария. Она была разрушена во время землетрясения, а потом еще раз во время гражданской войны. Уцелевшие после войны камни этой церкви пошли на восстановление разрушенного войной моста». 

 

Спустившись на другую улицу, я увидела воочию фасад церкви Санта Мария - он возвышался над высокой стеной укрепления. Фасад был как настоящий, только в оконных проемах синело небо. За ним виднелись башни замка. - А как пройти к церкви – задала я ненужный вопрос - о, это частные владения – прозвучал ответ. 

Церковь Sant Vicent (Cант Висент) стояла внутри другого квартала. Я примкнула к группе испанских туристов с экскурсоводом и вошла вместе с ними в церковь. Экскурсовод усталым голосом рассказывала скучающим туристам о том, что церковь построена в 977 году, о том, что здесь когда-то была реликвия, крест, который украли, а на его место повесили муляж, о том, что здесь находятся мощи святого Франциско, но никто не знает, какого именно… В церкви было холодно. Возле алтаря в стене были замурованы мощи святого. Похоже, что никого, кроме меня, это не волновало… 

 

- А вот здесь, - продолжала рассказ экскурсовод - находились ворота – ворота были резные, со сложным орнаментом - откуда заходили на службу сеньоры – хозяева замка. - А замок можно посмотреть? – зачем-то спросила я - О, это частное владение…

 

Я уже прошла все достопримечательности Бесалу по порядку и теперь ходила по площади Сант Пере в поисках наиболее сохранившегося гражданского здания в романском стиле. Я глядела на картинку путеводителя, потом на окружающие площадь дома и ничего похожего не находила. Я обратилась в центр информации. А где находится это здание? - О, это частные владения… - получила я привычный ответ. 

 

Наиболее сохранившееся гражданское здание в романском стиле датируемое концом 12 века имеет внутренний двор, скрытый от глаз посторонних. Весь 12 век находится там - нижние этажи с хозяйственными постройками, жилой этаж, опоясанный галереей с воздушными арками и верхний этаж с кладовыми. Этим зданием владели поочередно семьи Корнелья, Лаудес. Теперь владельцы дома семья Сола-Моралес. Его можно посмотреть раз в году, в начале сентября, на праздник, когда город окунается в эпоху средневековья и проводит рыцарские турниры. 

 

И тут я поняла загадку Бесалу. Этот город – музей. Он, как муляж, на который можно смотреть только через лупу времени. Все здесь квази настоящее, разрушенное временем, войнами, землетрясениями, но мастерски восстановленное. Здесь, как в музее, можно походить, посмотреть на фасады, на былые места, но руками ничего трогать нельзя. 

 

Я еще раз обошла город. Он был маленький: мощеные улицы кривые и узкие, столетние двери со старинным декором, дома с колоннами и аркадами. Вот здесь когда-то ходили феодалы, а здесь торговали евреи, потом очищались от скверны при помощи проточной воды, здесь жили монахи и здесь же молились. Здесь отдыхали пилигримы. Здесь пировали аристократы. А вот в этих домах, наверное, жили те, кто на них работал…

 

На узкую улицу въехал автомобиль и остановился. Его бока почти касались стен. Из окна автомобиля высунул голову шофер и завел разговор с женщиной, выглядывающей из окна дома. Разговор был по-каталонски обстоятельным. Я стояла позади автомобиля, а впереди него стояла молодая мать с ребенком на руках. Мы терпеливо ждали конца разговора. Да и куда торопиться, когда ты находишься в музее…

 

Кто понял жизнь, тот не торопится…


© Copyright Ирина Жеребина


 

Комментарии ( 0 )
Авторизуйтесь , чтобы добавить комментарий и участвовать в обсуждении.
максимальная длина сообщения 1000 знаков
Напиши оригинальный комментарий и получи приз!
Facebook Twitter Вконтакте Mail.ru LiveJournal Yandex
Что изображено на фото?

Где находится и чему посвящена композиция?

Выиграйте 50 баллов от
Культ-Турист.ру
Вы должны авторизироваться чтобы ответить на вопрос!




Опрос пользователей

В нашем приложении "Путеводители Культ-Турист" уже 26 стран, а каких стран лично вам не хватает?

Польша

Швеция

Украина

Хорватия

Словакия

Норвегия

Дания

Литва

Турция

Другой страны

Результаты
  © 2017 Туристический портал
Разработка блога - МираВеб
RSS