Cult-turist.ru
На главную Карта сайта Обратная связь
Cult-turist.ru
Достопримечательности Испании, Мадрида, Барселоны,Толедо, Кордова, Гранада, Альгамбра, Музей Прадо

Поиск отелей

Дата заезда

calendar

Дата отъезда

calendar
Комментарии пользователей
О Брюсселе
Рейтинг участника: 
Опубликовано 03 ноября 2011, 14:35
Просмотров - 1161
Оценка: 5.0 (4 голосов)
Ваша оценка: 

Бывать в Брюсселе нам приходилось раньше и неоднократно. Однако это всегда было несамостоятельно, на автомашине, без серьезных комментариев. Впечатление осталось сумбурное, эклектичное. Ориентация исключительно в пределах автостоянок.

 

Надо сказать, что Брюссель относится к сложному для меня типу городов, где нет природной формы, генерализирующей планировку города. Лучше всего, когда такой формой является водный объект - море, озеро, река. Помимо привлекательности воды, как таковой, водный объект определяет уклон местности, по которому всегда чувствуешь, удаляешься ты от реки или приближаешься. Попадая в новый для себя город в командировках, я никогда не спрашивала, где находится Ангара или Амур, считая, что гидролог должен чуять водные объекты нутром. Видимо, такое чувство присуще не только гидрологам, но и всем людям, не обделенным природой. Во всяком случае, когда я сталкиваюсь с чем-то другим, это ставит меня в недоумение. Так произошло, когда я прочитала в очень любопытной для меня книге Н. Берберовой 'Курсив мой', в ее петербургских воспоминаниях, что они пошли вверх по Литейному. Где в абсолютно плоском Петербурге верх, где низ? Дальше выяснилось, что пошли-таки по направлению к Неве, то есть, строго говоря, вниз. Видимо, эту рациональную женщину подвело то, что Литейный начинается мостом, существенно поднятым над Невой. Он то и произвел впечатление верха.

 

Возвращаясь к Брюсселю, ему присуще понятие 'верха' и 'низа', связанное косвенно с природными признаками, и исчисляемое в основном числом ступеней во множественных лестницах или метрами, превышающими одну улицу над другой. И все-таки, водный объект есть! Это маленькая речка под названием Сенне, приток Шельды. Беда в том, что в центре города она в середине 19 века упрятана под землю. Чем уж она не угодила местным градостроителям, не знаю. Взамен параллельно, как это часто в Европе делают, устроен канал Виллебрук, который своей 'полноводностью' и призван украшать город и обеспечивать его водную связь с морем. Так или иначе, географически Брюссель расположен в долине и на коренном берегу реки Сенны. Исторически сложилось, что простые граждане проживали внизу, на пойме и террасах реки, а аристократия облюбовала себе коренной берег 'верх', застроив его дворцами, правительственными учреждениями, музеями. Это район Саблон, гора Искусств. В двадцатом веке, выросший до миллиона жителей Брюссель, выплеснулся за пределы скромной географической формы долины реки, обзавелся метро, автотранспортными туннелями, подземной станцией железной дороги, подземными гаражами. Кажется, все, что можно спрятать под землю, уже спрятано. Тем не менее, внедрение происходит до сих пор. Экскаваторы по прежнему вгрызаются в недра, чтобы спрятать там еще что-то нужное городу.

 

Город имеет уже более чем тысячелетнюю историю. Она делится на периоды зависимости от тех или иных близких и дальних соседей. Античный период - зависимость от римлян. Средневековый период - зависимость от франков в составе Священной Римской империи. Бургундский период - зависимость от герцогства Бургундского, серьезного соперника Франции. Испанский период - зависимость от вовсе чуждой Испании. Австрийский период - зависимость от весьма далекой Австрии. Французский период - зависимость от агрессивной Франции. Далее, пребывание в составе королевства Нидерланды. И, наконец, только после 1830 года, Бельгия оформилась, как независимое государство. Былые зависимости возникали путем завоеваний или династических браков, но всегда были связаны с подчинением и борьбой с чуждым языком, культурой, обычаями, инквизицией, экономическими санкциями. К этому примешивалась классовая борьба. Недаром Маркс и Энгельс писали свой Коммунистический манифест в Брюсселе. Призрак - таки бродил по Европе. Непростая история города породила множество героев, памятники которым стоят на улицах Брюсселя. Это Эверард т'Серклас, возглавивший в 14 веке борьбу гильдий против аристократов, графы Эгмонт и Горн, казненные по приказу герцога Альбы в 1568 году на Гран Плац, патриоты, творцы, ремесленники, скульптуры которых установлены в сквере Малого Саблона. На площади, возле Королевского дворца стоит конная статуя герцога Готфрида Бульонского, организатора первого Крестового похода, короля Иерусалимского, провозгласившего 'Так повелел Господь'.

 

  

Фото 1. Эверад т'Серклас

 

 

Фото 2. Готфрид Бульонский

  

Брюссель запечатлел в архитектуре свою историю, вкус, эстетические пристрастия. Наиболее впечатляет Гран-Плас - рыночная площадь, оформившаяся к 15 веку, разрушенная войсками Людовика Х1V в 1695 году, воссозданная в 17 веке. Это шедевр гармонии готики в гражданском строительстве. Ратуша, асимметричная, построенная разными архитекторами в разное время, соединена дозорной башней, возносящейся вверх, гипнотизирующая своей воздушностью, устремленностью, изяществом. 'Дом короля', в котором не жил ни один король и который использовался как склад для пекарей, тюрьма, контора по сбору налогов. Свое название он получил, потому что Мария Бургундская в 1447 году подарила его городу. Сейчас тут коммунальный музей - история города, многочисленные костюмы мальчика Пис и пр.. Несмотря на прозаичность прошлого использования, готическая роскошь экстерьера, не оставляет сомнения, что это действительно 'Дом короля'. Шесть домов гильдий, объединенных единым фасадом в стиле итальянской классики, украшенных бюстами герцогов Брабантских, образуют 'Дом Герцогов Брабантских'. И дома гильдий трех-четырех этажные, с узкими в два-три окна фасадами, украшенные скульптурой, барельефами, всевозможными символами и 'шеями', как говорят в Голландии, высокими декоративными, прихотливыми навершиями крыш.

 

  

Фото 3. Фасад 'Дома короля' на Гран-Плас

  

Прелестны названия домов. Это: Волчица, Лиса, Рожок, Мешок, Тележка, Король Испании, Осел, Святая Барбара, Дуб, Лисенок, Павлин, Шлем, У Брабантского герба, Голубь, Крот, Золотая шлюпка, Ангел, Иосиф и Анна, Олень, Холм, Оловянный котелок, Ветряная мельница, Эрмитаж, Гора, Табор, Роза, Золотое дерево, Лебедь, Звезда. Сколько в этих названиях наивности, разнообразия, непосредственности, связи с природой и жизнью! Летом можно видеть туристов, сидящих или лежащих на брусчатке площади и неторопливо изучающих увековеченные в камне символы эпохи. Несомненно, Гран-Плас - один из красивейших ансамблей Европы. Здесь проводятся театрализованные представления средневековых событий в естественных декорациях. Летом устраиваются выставки цветов и тогда площадь на несколько дней превращается в живой ковер. В рождественские дни устанавливается елка и крипта с живыми овцами. В теплое время года на площадь выносятся столики и кресла многочисленных заведений общепита и народ созерцает окружающую красоту за бокалом одного из сотен сортов местного пива. Гран-Плас, наполненная интенсивной жизнью днем и ночью, - местопребывание туристов со всего мира.

 

    

Фото 4. Навершие одного из домов на Гран-Плас

  

Любовь брюссельцев к символам очевидна. На Ратуше это олицетворенное Правосудие, Осторожность, Мир, Закон, Воздержание, Сила. На доме Волчица - Правда, Ложь, Раздор, Мир. Грандиозный Дворец Правосудия венчают: Правосудие, Милосердие, Сила, Закон. Колонна Конгресса украшена символами Свобод печати, образования, ассоциаций, вероисповедания. Это женские фигуры, способные олицетворить как всевозможные добродетели, так и пороки. В двадцатом веке женские фигуры, как символы, явно надоели. Была применена другая более сложная символика. Пример тому Атомиум, сооруженный для всемирной выставки 1958 года. Ему трудно подобрать название. Это не здание и не скульптура, хотя элементы того и другого присутствуют. Архитектор Андре Ватеркеин посвятил его торжеству технического прогресса. Сооружение из стали и алюминия, воспроизводящее форму кристаллической структуры одной из модификаций железа. Шары - атомы, в которых размещены выставочные и концертные залы, рестораны, соединенные между собой металлическими связями - коридорами и лестницами. Несомненно, Атомиум - символ атомного века. Судьба Атомиума сходна с судьбой Эйфелевой башни, которая из объекта поношений превратилась в символ Парижа. Как и Эйфелева башня, Атомиум был предназначен для сноса после окончания выставки, тем не менее, стоит, и недавно претерпел капитальный ремонт, чтобы стоять веками. Глядя на такие сооружения, становится обидно за советских архитекторов, всю жизнь занятых проектированием сугубо утилитарных типовых зданий и борьбой с 'архитектурными излишествами'.

 

  

Фото 5. Атомиум

  

В конце 19, начале 20 века архитектор Виктор Хорта, построивший отель Тассен, положил начало новому архитектурному стилю, называемому 'ар нуво' во Франции, 'югендстиль' в Австрии, модерн в России. Это изысканные, сложные формы окон, дверей, металлических решеток, орнаментов. Свободная, комфортная, уютная планировка внутреннего пространства. В Брюсселе встречаются прелестные образцы этого стиля. К сожалению, они рассредоточены и встретить их непросто. Они расположены, главным образом, кольцеобразно вокруг исторического центра.

 

  

Фото 6. Нотный магазин в стиле модерн

 

 

Фото 7. Барельеф в стиле модерн

  

Тяготение бельгийцев к новым формам ярко проявилось в балете. В шестидесятых годах балетмейстер Морис Бежар в Королевском театре Монетного двора создал новую хореографию, соединяющую классический и современный танец.

 

Город, имеющий подчас трагическую историю, дорожит своими легендами, носящими не только героический, но и юмористический характер. К таким свидетельствам относится знаменитый Манекен Пис. Это голенький малыш, справляющий естественную надобность. По одной легенде знатный горожанин потерял в толпе своего маленького сына и через несколько дней нашел его за этим занятием. По другой, более героической легенде, мальчик заметил, что по горящему бикфордову шнуру продвигается огонь. Он погасил его своим способом и тем спас город от взрыва и вторжения врагов. За почти четыреста лет своего существования мальчик стал символом города, растиражирован на сувениры, породил коллекцию нарядов, преподносимых ему знатными особами. Эта коллекция занимает целый зал в Коммунальном музее и насчитывает около шестисот костюмов. Думаю, что движение феминисток выдвинуло идею создания аналогичной скульптуры в женском варианте. Это Яннеке Пис, делающая свое дело на популярной у туристов улице рыбных ресторанов. Популярность ее несопоставима с популярностью мальчика. Это можно понять, так как копия всегда бледнее оригинала и эксплуатация этой нехитрой темы большой перспективы не имеет.

 

  

Фото 8. Манекен Пис.

 

 

Фото 9. Яннеке Пис.

  

Для Брюсселя и, вообще для Бельгии, весьма характерна архитектурная форма купола. Это очевидное влияние Франции и Италии. В Голландии и Северной Германии купола отсутствуют, или, по крайней мере, не характерны. Брюссельские купола, как мне кажется, порождение имперского стиля, ампира. Это вкус середины или конца девятнадцатого века, иногда перехлестнувшийся во 

вторую половину двадцатого.

 

Наиболее впечатляющий купол Дворца Правосудия. Это почти поднебесье, где должна царить исключительно справедливость. В противоположном конце Брюсселя привлекает внимание зеленоватый омедненный купол Национальной базилики Святого Сердца. Уже по названию очевидна перекличка с парижским Sacre-coeur. Ее начали строить в 1904 году, далее проект в корне менялся. В результате, строительство было закончено только в 1970 году. В ней нет вдохновенья французского родственника, но есть монументальность, достойная быть архитектурной доминантой города. Купола присутствуют над зданиями Ботанического сада, музея Центральной Африки, и даже помпезную Биржу венчает маленький куполочек, больше похожий на феску с помпоном. Не обойдены куполами и Королевский дворец и дворец Герцогов Брабантских, но это купола еще доампирной эпохи.

 

Среди архитектурных новаций середины 19 века нельзя не отметить Галерею св. Губерта - первый в Европе пассаж длиной 212 метров. Это торговый, туристский и ресторанный променад, весьма привлекательный в плохую погоду.

 

  

Фото 10. Один из Брюссельских куполов

 

 

Фото 11. Галерея Губерта

  

К ней прилегают узкие улочки, в которых рестораны выплескиваются из своих помещений, завоевывают окрестное пространство, обеспечивая его комфортом помещения, то есть, навесом от дождя и стенкой теплого воздуха, создающей уют, не только для посетителей ресторанов, но и для прохожих. Некоторые рестораны предлагают меню на русском языке.

 

  

Фото 12. Улица с искусственным климатом и ресторанами

 

 

Фото 13. Один из ресторанов

  

Сейчас галерея св. Губерта не единственная в Брюсселе. Пассажи, видимо, наиболее удобная и эстетичная форма улицы с искусственным климатом для этих широт. Альтернативная форма, используемая правда в условиях суровых зим Финляндии, подогреваемые тротуары, для Бельгии не характерна.

 

Существенное место в облике города занимает современная архитектура. Она теснит архитектуру прошлых эпох и, может быть, столичный статус города с хорошим финансированием и амбициозной администрацией не всегда способствует сохранению достойных памятников. Во всяком случае, впечатление эклектичности присутствует. Надо отметить, что современная архитектура представлена очень добротными образцами, а не модными сейчас стеклянными 'аквариумами'. Примером современного ансамбля является Гора искусств, соединяющая, или разделяющая город бюргеров и город аристократов. Это лестница садов, газонов, фонтанов, лишенных помпезности, персональной доминантности, окруженная зданиями Национальной библиотеки Альбертины, Дворцов Съездов, Дворцом Династии. Все выполнено в песочном цвете, из природных материалов. Из украшений выделяются, но не зрительно, куранты Дворца Династий. Циферблат с нишами для движущихся фигур занимает трехэтажное пространство. Ниже и выше расположены колокола курантов с божественным звоном. Ансамбль, безусловно, хорош, но что было здесь до его возведения?

 

 

Фото 14. Куранты Дворца династии

  

Гору Искусств венчают, естественно, Королевский музей Искусств. Здесь своими лучшими образцами представлены живопись, скульптура, графика, созданные на этих землях, начиная с 16 века. Это Ван Дейк, Рубенс, Питер Брейгель Старший, его сыновья Питер и Ян, его внук Давид Тенье. Пейзажи, свадьбы, сцены народного быта, добродетели и пороки, библейские сюжеты, вся палитра жизни, верований и представлений своего времени в добротном, спокойном и обстоятельном изображении. А дальше изломанный 20 век блестяще представлен Рене Магриттом, в произведениях которого нельзя верить ни одному штриху - везде подвох, эпатаж, насмешка, игра, но всё талантливо, завораживающе, всё призывает думать, а не верить.

 

 

Фото 15. Вход в Королевский музей

 

 

Фото 16. Вестибюль Королевского музея

 

Верхний город - город аристократии знаменит королевским дворцом - официальной резиденцией правящей династии. Существуют дни, когда подданные могут свободно посетить дворец. Рядом расположены роскошные сады, Парламент, колонна Конгресса, посольские здания. Напротив собора Богоматери находится парк Малый Саблон, перегруженный скульптурой, изображающий, кажется, все существующие виды деятельности. В центре находится памятник графам Эгмонту и Горну - борцам за независимость Нидерландов и Бельгии. Видимо революционная деятельность приравнивается ко всякой другой общественно-полезной деятельности. Вердикт о полезности и правомерности любых поступков выносят в рядом расположенном Дворце правосудия - самом грандиозном здании Европы. Чтобы никто не усомнился в справедливости приговора, дворец правосудия венчают статуи Правосудия, Милосердия, Силы, Права. Что касается судьбы вышеупомянутых графов, то вынесенный им приговор нельзя назвать ни справедливым, ни милосердным. История и потомки рассудили иначе. К сожалению, не все доживают до окончательного приговора.

 

 

Фото 17. Парк Малый Саблон с памятником графам Эгмонту и Горну

  

Как знак божьей милости, главный собор города Св. Михаила и Св. Гудулы, находится на склоне горы, между нижним и верхним городом. Святой Михаил является покровителем Брюсселя, поэтому его изображение можно встретить часто. Мощи Св. Гудулы были перенесены в собор в 1047 году из церкви Сент-Жери, легендарного основателя города. Собор вместил в себя архитектурные элементы романского и готического стилей. Ему присущи, как внутри, так и снаружи, величественность и гармония лучших средневековых творений. В этом соборе происходят венчания монархов и другие религиозно-праздничные события.

 

  

Фото 18. Собор Св. Михаила и Св. Гудулы

  

История знает много примеров былой значимости и величия тех или иных городов и государств. Это вызывает чувства восхищения и ностальгии по утраченному. Воистину, 'Все проходит'. Брюссель являет другое. Богатая история, динамичное настоящее и многообещающее будущее. Наряду со Страсбургом и Люксембургом, Брюссель - столица Объединенной Европы - Европейского Союза. В штаб-квартире ЕС, здании Берлемон, сконцентрирована административная структура, в том числе Европейская комиссия и Совет министров. Все это находится на площади Роберта Шумана, одного из основателей Европейского Союза. Прекрасная идея ненасильственного объединения государств на основе культуры, науки, торговли, свободы передвижения привлекает все новых членов. Гимн ЕС на слова Шиллера и музыку Бетховена призывает 'Обнимитесь, миллионы, Слейтесь в радости единой'. Сейчас численность населения Европейского Союза составляет около полумиллиарда человек, говорящих на нескольких десятках языков и исповедующих принципы демократии и толерантности. Однако Бельгия является страной с наиболее сложными проблемами, связанными со взаимными объятиями. 14 миллионов населения говорит на трех официальных языках. Последнее время страну сотрясают демонстрации и парламентские дебаты, способные привести к разделению ее на фламандскую и валлонскую части.

 

Лидер сепаратистской оппозиции заявляет, что 'Король, пиво и шоколад - плохой фундамент для национального единства'. Единственное, что объединяет обе стороны, это озабоченность ростом присутствия выходцев из стран Магриба, Ближнего Востока, Турции, бывшего Бельгийского Конго. Хочется надеяться, что возобладает здравый смысл, и эта страна с многовековой историей преодолеет националистические настроения и будет подлинным центром Европейского Союза с его девизом - 'Единство в разнообразии'.

 

© Copyright Рупперт Маргарита Леонидовна

Комментарии ( 0 )
Авторизуйтесь , чтобы добавить комментарий и участвовать в обсуждении.
максимальная длина сообщения 1000 знаков
Напиши оригинальный комментарий и получи приз!
Facebook Twitter Вконтакте Mail.ru LiveJournal Yandex
Что изображено на фото?

Где находится и чему посвящена композиция?

Выиграйте 50 баллов от
Культ-Турист.ру
Вы должны авторизироваться чтобы ответить на вопрос!




Опрос пользователей

В нашем приложении "Путеводители Культ-Турист" уже 26 стран, а каких стран лично вам не хватает?

Польша

Швеция

Украина

Хорватия

Словакия

Норвегия

Дания

Литва

Турция

Другой страны

Результаты
  © 2017 Туристический портал
Разработка блога - МираВеб
RSS