Cult-turist.ru
На главную Карта сайта Обратная связь
Cult-turist.ru
Достопримечательности Испании, Мадрида, Барселоны,Толедо, Кордова, Гранада, Альгамбра, Музей Прадо

Поиск отелей

Дата заезда

calendar

Дата отъезда

calendar
Комментарии пользователей
Сити Тюнинг - накладки на ручки дверей.
Дрезден – Рудные горы – Прага. Часть 1 - Дрезден!
Рейтинг участника: 
Опубликовано 01 марта 2012, 23:30
Просмотров - 1495
Оценка: 5.0 (3 голосов)
Ваша оценка: 

В этом году в местах нашего проживания на западе Германии первый снег выпал в последний день января. Вялые «осенебри» и рождество сменились крепкими морозами. Мощный антициклон вторгся в изнеженную Европу, побил многолетние рекорды  по отрицательным температурам и продолжительности их стояния. Он заморозил реки, годами не замерзавшие, поставил на коньки народные массы, тем самым воссоздав картины маленьких голландцев, образовал отряды «моржей» - любителей купаться в прорубях, называемых здесь «пингвинами».

Дата заказанной заранее поездки в Рудные горы неумолимо приближалась и вызывала беспокойство. Температуры в районе нашего базирования опустились за пределы -25 градусов ночью. Хватит ли нашего европейского «прикида» для проявления активности в эдакие морозы? Накануне отъезда позвонила в немецкую туристскую фирму, состоится ли поездка. Со мной разговаривали так, как будто бы я спросила, взойдет ли завтра солнце. Никаких сомнений. Поехали.
   
Зимние пейзажи средней Германии, чуть подернутые дымкой изморози и тонкого снежного покрова, из-под которого хорошо просматривается пашня, стерня, луга. Белесый асфальт дорог, покрытый налетом соли. Очень комфортабельный автобус. Надежный уравновешенный водитель. Восемь часов в пути и мы - в деревенской гостинице, недалеко от Хемница.

                     

В этой деревенской гостинице мы остановились на несколько февральских дней (точнее - ночей) .

На ближайшие дни запланированы экскурсии: в Дрезден, по местам горно-геологической славы Рудных гор с посещением Карловых Вар (Карлсбада) и в Прагу.

В Дрездене и Праге мне случилось бывать в советские годы. Что изменилось с тех пор? Насколько изменилась я сама, чтобы другими  глазами взглянуть на то, что когда-то
видела?  Посещение Рудных гор – давняя мечта моего мужа, горного инженера-геофизика по поискам и разведке рудных месторождений. В связи с этой поездкой у него тоже  возникли профессиональные воспоминания и сопоставления.
Итак, три поездки с возвращением в прошлое.

                               
                                                 Дрезден

Дрезден – столица Саксонии. Статус Саксонии, как и ее границы, менялись на протяжении веков. Здесь жили языческие свирепые племена саксов, с которыми тридцать три года воевал Карл Великий, чтобы обезопасить границы, округлить свою территорию,  обратить неверных в истинную веру. Обратил, однако через пятьсот с лишним лет именно в Саксонии родился Мартин Лютер, религиозный реформатор. Критика католицизма и папства, общение с Богом без посредничества, отказ от продажи индульгенций и от целибата – вот основное содержание идей Лютера. Из его популярных высказываний известно такое: «Кто не любит вина, женщин и песен, так дураком и умрёт!».  Перевод Лютером библии на немецкий язык сделал религию более понятной людям. Идеи Лютера нашли в Саксонии благоприятную почву.  «На том стою, и не могу иначе. Да поможет мне Бог. Аминь.» Такая убежденность превратила большинство правоверных католиков в евангелистов. Это сохранилось на протяжении веков, пока не наступил ХХ век с массовым атеизмом, что тоже нашло место в Саксонии.

Дрезден возник в начале ХIII века. С конца ХVI века он стал резиденцией саксонских герцогов, позднее курфюрстов, а еще позднее королей. Некоторые из них были одновременно польскими королями. Так что статус города все время повышался. Существенную роль в развитии Дрездена сыграли два обстоятельства. Это разработка серебряных  месторождений Рудных гор и изобретение фарфора. О серебряных месторождениях будет речь позже. А изобретение европейского фарфора имеет истинно детективную историю. Саксонский курфюрст Фридрих Август I, прозванный Сильным, всегда нуждался в деньгах, как, впрочем, и все правители. Поэтому он проявил интерес к молодому алхимику Иоганну Фридриху Бёттгеру (1682-1719), якобы достигшему успехов в превращении ртути в золото. Для надежности Бёттгер был помещен под стражу и пристальное наблюдение специалиста – химика (такая методика обращения с творческими людьми изобретена задолго до ГУЛАГа). Август Сильный имел склонность к коллекционированию предметов роскоши, в частности, фарфора. В это время фарфор был известен только в Китае и изделия из него стоили баснословно дорого. Когда Бёттгер достиг успехов в изготовлении красного керамического вещества, напоминающего фарфор, давление на него усилилось, т.к. успех в получении фарфора обещал не меньшее обогащение, чем искусственное получение золота. Бёттгер был переведён в замок Альбрехтсбург в Мейсене. Здесь ему, наконец, удалось получить белый полупрозрачный фарфор. Для этого он использовал каолин из Рудных гор (город Ауэ), полевой шпат и алебастр. Привлечение талантливых художников позволило наладить производство фарфоровых изделий для двора Августа Сильного и для продажи. Бёттгер руководил производством до своей смерти. Своей непродолжительной жизнью (37 лет) он остался доволен и говорил: «Хвала судьбе, сделавшей из алхимика гончара».

 В Дрездене и Мейсене стоят памятники Бёттгеру, а Август Сильный сумел экономически обеспечить барочную роскошь своей резиденции. Первоклассные архитекторы и скульпторы, такие как М.Д. Пёппельман, Б. Пермозер, Б.Б. Каналетто, обеспечили старому городу благородное сочетание роскоши и хорошего вкуса. 

По поводу фотографий.  Поездка в февральские морозы – не самое лучшее время для фотографирования.   В Интернете можно найти большое количество очень хороших летних фотографий, например,  по этому адресу.


К тому же зимой некоторые действующие экспонаты, например, куранты из хрупких фарфоровых колокольчиков внутри Цвингера, не работают.
                                  

                                 

                                 Фарфоровые куранты Цвингера зимой молчат.

Первый раз я была в Дрездене в 1985 году. Это была двухнедельная  поездка по ГДР. В Дрездене мы провели три дня и, как я теперь понимаю, сумели много посмотреть. Это «Галерея старых мастеров»- экспозицию которой я до этого видела в Москве; «Галерея новых мастеров» -  искусство, еще не виданное в СССР; знаменитые «Grünes Gewölbe» (Зеленые своды) с шедеврами камнерезного и ювелирного искусства. Затем поездка в Мейсен с посещением замка Альбрехтсбург, в котором размещалась фарфоровая фабрика. Ознакомление с процессом производства дало возможность прикоснуться к детективу древнего открытия. Выставленные в музее первые образцы фарфора, сделанные еще, может быть, самим Бёттгером, показали историю развития этого искусства от начала до наших дней. Большое впечатление тогда произвел музей гигиены, построенный в 1912 году производителем зубной пасты О.К. Лингнером. (оказывается, тюбики с зубной пастой тоже имели своего  создателя!). И, конечно, осмотр города с гидом и самостоятельно.

Дрезден знал не только периоды интенсивного строительства, но и моменты тотального разрушения. 13 февраля 1945 года – черная дата в истории города. Союзники – англичане и американцы, сбросили на город около полумиллиона фугасных и зажигательных бомб. Возникший пожар привел к гибели более 35 тысяч человек и разрушению центра города. В этот момент в городе скопилось много беженцев. Видимо, они и объекты культуры и истории Дрездена были целью бомбардировки, ведь казармы и заводы не пострадали. Прочитать об этом можно в «телеграфно-шизофреническом романе» Курта Воннегута «Бойня номер пять», американца и немца в четвертом поколении, участника событий. Очевидно, что это был акт возмездия за бомбардировку Ковентри. Время идет, и теперь Ковентри, как и Санкт – Петербург, – города-побратимы Дрездена. В 1985 году следы этой катастрофы были видны еще явственно. Королевского дворца-резиденции просто не помню. Видимо, он был окружен забором, строительными лесами и совсем не предназначался для туристского осмотра. Опера Земпера была возведена вчерне, на уровне бетонного корпуса, но еще лишена наружного декора и внутренней отделки. Знаменитая Фрауенкирхе лежала в руинах, около которых стоял шильд, сообщающий, что эти руины – памятник Второй мировой войне. Но уже была восстановлена католическая Придворная церковь. Культурным центром был Цвингер. Как и  сейчас, там располагалась Галерея старых мастеров.  Павильоны, цветники, фонтаны были представлены во всей красе. Тогда казалось, что Цвингер – это главное.

И вот теперь, в 2012-ом, очевидно, что Цвингер – это только часть. Постепенно культурный и исторический центр перемещается  во дворец-резиденцию династии Веттинеров, более чем восьмисотлетних правителей Саксонии. Этот комплекс зданий, сформированный вокруг  трех внутренних дворов,  в течение веков имел свои трагические страницы, такие, как пожар в 1701 году. Дворец пережил многочисленные перестройки, каждый раз в более модных архитектурных стилях, но, как известно, лучшее – враг хорошего. Сейчас восстановлено много, однако, еще не все. Сюда уже переведено собрание сокровищ «Grünes Gewölbe».

                    

       Вход в  музей «Grünes Gewölbe» из застеклённого  внутреннего дворика.

Побудительным событием к этому было наводнение августа 2002 года, когда вода в Эльбе поднялась на 10-11 метров и затопила центр города, в том числе и Цвингер и «Grünes Gewölbe».  Городу был нанесен значительный ущерб.

Во дворце уже размещены многие другие коллекции саксонских правителей. Один из внутренних дворов перекрыт стеклянной крышей. Можно видеть, как идет реставрация второго двора. К резиденции примыкает дворец Ташенберг, репрезентативное здание, в котором сейчас помещается пятизвездочный отель. Дворец был построен Августом  Сильным для его фаворитки графини Козель. Это интересная история, описанная Юзефом Крашевским. Красивая, яркая, сильная женщина считала, что навеки привязала к себе короля. Родила трех детей, которых король признал своими наследниками.  Однако, Август Сильный не помещался в рамки моногамных отношений. Бедную графиню поместили под стражу в замок подальше от короля, где она и провела в одиночестве оставшиеся ей пятьдесят лет жизни.

Одной из старейших частей дворца является «Длинная галерея», наружная стена которой украшена уникальным фарфоровым панно длиной 102 метра. На 25 тысячах  плиток изображено шествие королей – представителей Веттинерской династии на протяжении с 12 по 20 век. Это своеобразная графическая летопись с указанием имен, гербов, лет правления. Здесь присутствуют 35 правителей, среди который, конечно,  Август  Сильный (польский король Август II), его сын Фридрих Август II (польский король Август III). Панно почти не пострадало во время войны.

                  

                  Фарфоровая стена «Длинной галереи» королевского Дворца.

Памятники королям в Дрездене многочисленны. Площадь Ноймаркт украшает позолоченный монумент Августу  Сильному.

Архитектурной доминантой главной площади Дрездена является Оперный театр. Он построен по проекту Готфрида Земпера (1803-1879). Земпер украсил Европу многими своими сооружениями. Он – автор обоих проектов Дрезденского театра (первый театр сгорел в 1869 году), придворного театра в Вене, здания для проведения Вагнеровских фестивалей в Мюнхене, театра в Рио-де-Жанейро.   Эти театры стали объектами для подражания во многих городах Европы, например, в Одессе.
 
По проекту Земпера построена картинная галерея в Цвингере, а также - музеи  истории искусств,  истории естествознания, дворец Нойсбург в Вене.  К сожалению, не все проекты Земпера реализованы или дошли до нас, но можно смело сказать, что его идеи функциональности определили архитектурное лицо его времени.

Дрезденская опера всегда была важнейшим музыкальным центром. Здесь работали Роберт Шуман, К.М. Вебер, Рихард Вагнер.  Сейчас Дрезденская опера  проводит балы, аналогичные знаменитым балам Венской оперы. Но здесь дамы не носят таких, как в Вене, умопомрачительных туалетов, модераторы не проводят блиц - интервью с коронованными особами и наследниками престолов. В Дрездене все более демократично. Толпа горожан на театральной площади наблюдает происходящее в зале на огромном экране под «присмотром» бронзового короля Иоганна II . Эти балы пока менее популярны, чем венские, но, думаю, что снижение уровня гламурности еще будет оценено.

                  

                      Театральная площадь с памятником королю Иоганну II

Спустя шестьдесят лет после войны восстала из руин Фрауенкирхе. В противовес Придворной церкви, она принадлежит евангелистам. Построенная по проекту Г.Бэра в начале ХVIII века, она была окружена домами в стиле барокко и составляла с ними единый ансамбль. Несмотря на отсутствие подобающего окружения, Фрауенкирхе смотрится замечательно. Ее колокообразный купол завершил силуэт высотных доминант Дрездена.
                                  
                                 

                                               Воссозданная Фрауенкирхе


                                    

                                                Барочная роскошь алтаря

Ежегодно в февральские дни во Фрауенкирхе собираются люди, уцелевшие во время бомбардировки в Дрездене. К ним присоединяются летчики, бомбившие город. Все уже глубокие старики. Это встречи примирения. Люди со слезами на глазах делятся своими воспоминаниями перед микрофоном. Это  история.
                                 
                                      

                                Под этим небесным сводом произошло примирение
                                виновников и жертв трагедии 13 февраля 1945 года.

До недавнего времени Дрезден был в списке объектов мирового культурного наследия ЮНЕСКО. Он включал долину Эльбы длиной 18 км, с ее широкой поймой и террасами, на которых раскинулся город в границах начала ХХ века, его пригороды, роскошные парки и дворцы правого и левого берегов. В черте города берега соединяются четырьмя мостами. Есть еще один мост «Голубое чудо», соединяющий пригород Лошвиц с городом. Он построен в конце ХIХ века, когда архитекторы увлекались новыми строительными возможностями металлических конструкций. Мост, действительно, очень хорош. Однако, время идет, город развивается, транспортные потоки возрастают и возникла необходимость в строительстве еще одного моста через Эльбу. Администрация ЮНЕСКО сочла это разрушением мирового наследия и пригрозила исключить Дрезден из списка. Действительно, силуэт города и его виды запечатлены в картинах многих художников. Администрация города провела референдум населения, одобривший строительство, и теперь продолжает строить  однопролетный мост. Дрезден больше не является памятником мирового культурного наследия ЮНЕСКО. Тем не менее, его слава настолько велика, что поток туристов не иссякает в любое время года.  Конечно, в теплое время украшением городя являются его сады, парки, фонтаны. Дворцы и виллы, расположенные на природных террасах реки, особенно правого берега, достойны восхищения. Зимой обнаженные деревья дают возможность видеть детали архитектурных украшений и  перспективу улиц. Пустынные улицы и площади, наполовину замерзшую Эльбу с ледоходом тоже не часто можно увидеть

        

                                              Ледоход на Эльбе

        

                       Французский партер покрыт снегом. Фонтаны Цвингера молчат.
    
    С Дрезденом связаны судьбы нескольких личностей мирового масштаба. Это художник Каспар Давид Фридрих, писатели Карл Май (May) и Эрих Кёстнер. Их знают все.
Однако в жизни существует масса вещей, которые, казалось, были всегда. Тем не менее, их когда-то изобрели. В Дрездене сделано много таких изобретений. Это: подставка под пивную кружку, канцелярская скрепка, бюстгальтер, кофейный фильтр, пакетик для чая, шоколад, крем для обуви из тюбика, магнитную ленту для записи звука.  Вспоминается стихотворение Николая Олейникова о таких изобретениях:

«Хвала изобретателям, подумавшим о мелких и смешных приспособлениях:
О щипчиках для сахара, о мундштуках для папирос,

Хвала тому, кто предложил печати ставить в удостоверениях,
Кто к чайнику приделал крышечку и нос.

Кто соску первую построил из резины,
Кто макароны выдумал и манную крупу,
Кто научил людей болезни изгонять отваром из малины,
Кто изготовил яд, несущий смерть клопу….»
   
За четверть века Дрезден очень изменился. Очевидно, воссоздание памятников прошлого - приоритетная задача города. Хотелось бы еще раз повидать Дрезден, когда будет полностью восстановлен дворец-резиденция, королевские оранжереи и, может быть, жилые барочные дома Ноймаркта.
         

                                   

          Королевские оранжереи сегодня выглядят так.

Комментарии ( 0 )
Авторизуйтесь , чтобы добавить комментарий и участвовать в обсуждении.
максимальная длина сообщения 1000 знаков
Напиши оригинальный комментарий и получи приз!
Facebook Twitter Вконтакте Mail.ru LiveJournal Yandex
Что изображено на фото?

Где находится и чему посвящена композиция?

Выиграйте 50 баллов от
Культ-Турист.ру
Вы должны авторизироваться чтобы ответить на вопрос!




Опрос пользователей

В нашем приложении "Путеводители Культ-Турист" уже 26 стран, а каких стран лично вам не хватает?

Польша

Швеция

Украина

Хорватия

Словакия

Норвегия

Дания

Литва

Турция

Другой страны

Результаты
  © 2017 Туристический портал
Разработка блога - МираВеб
RSS