Cult-turist.ru
На главную Карта сайта Обратная связь
Cult-turist.ru
Достопримечательности Испании, Мадрида, Барселоны,Толедо, Кордова, Гранада, Альгамбра, Музей Прадо

Поиск отелей

Дата заезда

calendar

Дата отъезда

calendar
Ганзейские города Германии. Часть 1
Рейтинг участника: 
Опубликовано 15 октября 2012, 16:47
Просмотров - 1781
Оценка: 4.8 (4 голосов)
Ваша оценка: 

Странно, но только европейцы издревле проявляли склонность к мореплаванию. Древние греки освоили акваторию Средиземного, Мраморного и Черного  морей, основали колонии, принесли в них свою культуру. То же самое делали древние римляне. Понятно, они жили на берегах теплого внутреннего моря. Возможно, европоцентрическое мировоззрение застилает мне достижения других народов, но кажется, что жители Китая, Индии, Африки, Америки не обременяли себя проблемой открытия новых земель, несмотря на то, что у них были более благоприятные условия для мореплавания.

 

Северные европейцы, викинги, живущие на берегах суровых холодных морей, издавна были отчаянными мореплавателями. Только их успехи в открытии новых земель сводились к «булавочным ударам» - быстро ограбить, и удалиться в море. То есть, они не только не несли свою культуру на новые земли, но разрушали культуру народов, живущих по берегам морей. 

 

Н.С. Гумилев в поэме «Гондла», действие которой происходит в Исландии IХ века, говорит о викингах:

«Над своими нас манит победа,

Каждый род ополчился на род,

Нападает сосед на соседа,

Брат на брата с дубиной идет.»

В этой поэме король викингов, понимая разрушительность грабительского образа жизни, пытается заключить союз с Ирландией - союз меча и евангелия, союз «волков и лебедей». Ирландия уже была христианизирована и исповедовала мораль любви к ближнему. Действительно, такой союз  уже  тогда был  требованием времени.

 

Длинная и интересная история «укрощения» разбойников – викингов и пиратов,  в конце концов  привела у тому, что место грабежей в общении между народами заняла торговля. Она стала средством культурного обмена. Товары продавались тем, кто не мог их производить. Это было поводом для передачи новаций. Они были хозяйственными, моральными, идеологическими. Уже тогда начался процесс, который  теперь называют глобализацией.

 

Для защиты торговых судов от морских разбойников и феодалов был создан союз свободных немецких городов Ганза Инициатором этого союза стал немецкий Любек. Этому городу, расположенному в устье реки Траве, императором Священной римской империи Фридрихом I Барбароссой в 1188 году было предоставлено «Любекское право». Оно позволяло чеканить монету, вести торговлю, возводить стены вокруг города, ловить рыбу, устраивать ярмарки. 

Годом позже получил право торговать Гамбург, порт в нижней Эльбе.  Это дало начало Ганзейскому союзу Гамбурга с Любеком.  

В начале XIV  века к Ганзейскому союзу примкнул Бремен, расположенный в нижнем течении реки Везер. 

Затем союз Ганза  расширялся и вышел  за рамки государственных, языковых и  религиозных границ. В разные времена он включал в себя до 170 (по некоторым данным до 200) больших и малых городов в бассейнах Северного и Балтийского морей. Ганзейские города  имели тогда свои конторы по всем морям, омывающим Европу. Их суда торговали с бельгийским Брюгге, норвежским Бергеном, итальянской Венецией, русским Новгородом. «Любекское право» осуществлялось в условиях конкуренции с купечеством Кёльна, имевшим традиции торговли с Лондоном. В дальнейшем Кёльн тоже примкнул к Ганзейскому союзу.   В таком виде Ганзейский союз существовал до XVII века, когда наступил его закат, вызванный многими причинами. 

 

Нам удалось посетить три ганзейских города – Любек, Гамбург и Бремен. Города – почти ровесники. Эти и другие ганзейские города успешно стартовали в мореплавании. Однако вскоре отчетливо выявились лидеры и аутсайдеры.  Причиной тому во многом стали реки, на которых они построены.

 

В северной Европе почти нет портов на берегах морей из-за их мелководности. Поэтому все ганзейские города расположены в устьях крупных рек с их относительно глубокими руслами. Это обеспечивало судоходные глубины, давало возможность устройства гаваней для швартовки кораблей, их разгрузки и отстоя в непогоду. Морская торговля настолько важна для портовых городов, что там не строили и до сих пор не строят мостов, мешающих судоходству. На протяжении веков грузоподъемность судов и их осадка существенно увеличились. Порты в устьях небольших рек переставали удовлетворять требованиям судоходства. Из-за этого некоторые ганзейские города с течением времени потеряли свое значение. 

 

Получить Любекское право было трудно, но еще труднее было ему соответствовать. На протяжении истории случались катаклизмы, как природные, так и политические. Примером природного катаклизма может быть судьба   города Брюгге, расположенного на реке Зуин, в 16 км от моря, который в средние века был важным торговым портом. Однако, река в результате выноса наносов обмелела, и Брюгге утратил свое мореходное значение.

 

Примером политического препятствия могут служить экономические действия  королевы Елизаветы I  по поддержке английского купечества, что привело к закрытию контор Ганза в Лондоне. Усилия царя Ивана III по объединению российских княжеств вошли в противоречие с требованиями свободной торговли. Поэтому Новгород и Псков тоже недолго продержались в составе Ганзы. 

 

Континентальная блокада, объявленная Наполеоном Англии, вывела порты Англии на время из торгового оборота. Все это определяло значимость городов в разные исторические периоды. 

 

Торговля в ганзейских городах развивалась особенно бурно после открытия Америки. Немецкие купцы, как и нидерландские и английские, перехватили инициативу у испанцев и португальцев по торговле колониальными товарами (кофе, чай, табак, какао, пряности). Если первооткрыватели привозили товары к себе и ждали перекупщиков, то северяне стали привозить товары непосредственно покупателям, в северную и центральную Европу, «с доставкой на дом». 

 

Важную роль в конце ХIХ века стали играть взаимоотношения Европы и Америки. Помимо торговли, массовая эмиграция из Европы в Америку осуществлялась через Гамбург и Бремен. Из Гамбурга в период 1880-90 гг эмигрировало до 100 тысяч человек в год. Из Бремена в начале ХХ века отправлялось за океан уже по 150 тысяч человек в год. В Гамбурге имеется музей эмиграции. В нем хранятся документы о каждом человеке, переехавшем в Америку. Здесь можно узнать, в каких условиях они плыли, как проводили время в ожидании парохода, подробности о стоимости билетов и возможностях переезда.

 

Сейчас в рейтинге европейских портов первое место занимает Роттердам, второе и третье делят Антверпен и Гамбург. Любек и Бремен утратили свои позиции, которые они столь успешно удерживали в средние века. Оба этих города затем компенсировали  свои потери  созданием эрзац-гаваней соответственно в Травемюнде и Бремерхафене. Во время Второй мировой войны они были  важнейшими военными портами Германии.

                   

 

Бремен, Бремерхафен на Северном море и Гамбург из космоса  (Google "Планета Земля"). Ясно, почему Бремерхафен стал портом Бремена.

        

Разумеется, ганзейские города сильно пострадали во время второй мировой войны. Первые бомбардировки принял на себя в марте 1942 года Любек. Это был акт возмездия за разрушение фашистами английских городов. В эти дни погибли 300 человек, было разрушено 20% жилых и промышленных зданий. На следующий день после бомбардировки в Любеке были казнены четыре священника (три католика, один протестант), которые в своих проповедях объявили действия Англии «судом божьим». Томас Манн, уроженец Любека, находящийся в эмиграции, также заявил, что это был «налет возмездия за бесчеловечные преступления нацистской Германии». 

 

Потери Гамбурга были существенно больше. Здесь были применены «ковровые» бомбардировки в рамках операции «Гоморра». Зажигательные бомбы в условиях жаркой погоды создавали массовые пожары, которые объединились в единый огненный смерч. Тогда погибли больше 50 тысяч человек.  В основном,  это было гражданское население. Три четверти зданий Гамбурга были разрушены. 

 

В Бремене наибольшим повреждениям подвергся аэропорт, существующий с 1909 года.

 

А теперь подробнее о городах, в которых мы побывали

 

Гамбург расположен в 120 км от Северного моря на правом берегу Эльбы в месте, где начинается «нижняя Эльба» - её эстуарий (часть русла, подверженная влиянию моря).  Здесь Эльба, растратив свою энергию, начинает ветвиться, откладывать наносы, образовывать острова. 

 

 

 

Гидрографическая сеть Эльбы у Гамбурга (программа Google „Планета Земля“).

На севере видны два  водохранилища, образованные Альстером, притоком Эльбы. 

 

Около Гамбурга русло Эльбы раздваивается. Берега реки разобщены. Северная Эльба судоходна и на ней расположен город и исторический  порт.  На южной Эльбе и острове находится современный рабочий порт и верфи. 

 

 

 

Вид на остров из города со стороны правого берега Эльбы.

 

В конце XIX века был построен  Эльба-туннель длиной 426 метров, соединяющий город с  островом. Попасть в него  можно на двух  лифтах, предназначенных  для пешеходов и легкового транспорта. Сейчас этот туннель является туристской экзотикой. Новый туннель, способный пропустить весь современный  транспорт, был построен в 1975 году. 

 

Важным событием для развития города явилась постройка в 1972-99 годах мостов через оба рукава Эльбы. Они связали порт с автострадой, пересекающей всю долину Эльбы. 

Около моста через северную Эльбу морское судоходство заканчивается. 

От главного русла северной Эльбы отходят многочисленные каналы с причальными сооружениями и амбарами. Для их строительства были вбиты в дно тысячи дубовых свай. Каналы рылись и засыпались – такова динамика развития порта.

 

Всего в Гамбурге насчитывается по разным сведениям от 2300 до 2500 мостов, больше, чем в Венеции, Амстердаме и Лондоне вместе взятых. Город расположился на болотистой равнине. Суметь ее осушить и сделать пригодной для строительства стоило огромных усилий. Тем более, что  приливо-отливные явления  Северного моря достигают Гамбурга и амплитуда их колебаний составляет 2-3 метра. 

В названиях многих улиц присутствует слова «Wall»- вал, насыпь,  «Damm» - дамба, плотина, «Deich» - запруда, вал. Уже они говорят об опасности проживания на этих берегах. Наводнения случались в течении всей истории города. Последнее  произошло в 1962 году. Оно унесло 317 человеческих жизней. 

 

По-видимому,  причины наводнений в Гамбурге и Петербурге одни и те же. Это повышение атмосферного давления над морем в сочетании со штормовыми ветрами  против течения реки.   С другой стороны, паводки, присущие Эльбе в  верхнем    течении, распластываются по длине реки и значительно менее опасны, чем  в верховьях и    среднем   течении. Так, катастрофическое наводнение 2002 года, нанесшее   значительный ущерб  Дрездену и другим городам средней Эльбы, Гамбург почти  не ощутил.

 

Есть ощущение, что Гамбург одновременно боится Эльбы и любит ее. Река органично   не вписана в планировку города. Жилая и деловая его части расположены на высоком правом берегу. На низком левом – доки, верфи и  промышленные сооружения. В пределах города  в Эльбу впадает приток Альстер.  Жители трепетно относятся к этому маленькому притоку. В центре города он   подпружен, созданы два  водохранилища. Вокруг водохранилищ - красивые зеленые набережные и роскошные  особняки в модном,  в начале ХХ века,  югендштиле. Альстер вытекает из водохранилищ в  виде  двух каналов, пересекаемых многочисленными мостами. В этой водной системе свой  водный транспорт, пристани, зона отдыха. Эльба – суровая кормилица, которую боятся и уважают. Альстер – любимое дитятя, которым  любуются,  наряжают,  забавляются.

 

Возраст города исчисляется с девятого века, однако зрительно следы этой древней истории удается заметить не часто. Причина тому стихийные  и другие бедствия, неоднократно разрушавшие  строения, уносящие жизни. Это - огромные пожары в ХII и XIX веках,  эпидемия чумы в XVIII веке, эпидемия холеры в XIX веке, наводнения, и военные разрушения. Это способствовало  возрождению Гамбурга уже в новом  виде. Город, который можно видеть сейчас, построен в основном в XIX - XX веках.  Некоторые   кварталы  чудом сохранились или были воссозданы по старым проектам. 

 

Гамбург оставляет ощущение респектабельности, богатства, гордыни и одновременно демократичности. Он - типично  североевропейский, ганзейский город, с многочисленными каналами, часто без набережных, с мостами через каналы,   кирпичными    многоэтажными амбарами с характерными белыми переплетами окон. 

 

Центральную часть  города характеризует своеобразная тяжеловесная архитектура, часто присущая северным немецким городам. Главный строительный материал здесь кирпич. Цвет его меняется от красного до темно-коричневого. Здесь нет фахверков и черепичных крыш, создающих уют и радостность. Все рационально, сурово, с особой эстетикой дорогого строительства на века. В сочетании с колокольнями и куполами церквей силуэт города узнаваем с первого взгляда.

 

Привлекательны    пассажи с дорогими магазинами, ресторанами, увеселительными  заведениями, со   своим искусственным климатом. В плохую погоду по ним можно бродить часами,   почти  не выходя на улицу.

 

Городской транспорт – автобусы, трамваи, метро. Иногда трамваи ныряют под землю,  а поезда метро выходят на поверхность и движутся по эстакадам на уровне третьего- четвертого этажей.

 

К числу достопримечательностей, особенно любимых жителями, относится собор св. Михаила, «Михель», как называют его в городе.  Это  роскошное барочное сооружение, больше похожее внутри на театр, чем на церковь, с колокольней - смотровой башней и подземным склепом.  Церковь неоднократно перестраивалась и расширялась. 

 

 

                   

Собор святого Михаила.

 

Над входом в собор - фигура св. Михаила, поражающего зло. Башенные часы собора, самые большие в Германии, как и  бронзовый колокол. Роскошный алтарь и орган, который несколько раз за историю церкви менялся, но всегда был самым лучшим. Рядом с входом стоит памятник Мартину Лютеру, основателю альтернативной ветви христианства, как знак политкорректности. 

 

 

На фронтоне собора святой Михаил, поражающий зло. 

                                       

                                  

 

Тут же рядом - статуя Мартина Лютера.

 

Роскошь собора сочетается со скромным памятником из XVII века – «социальными домами», в которых  жили вдовы погибших моряков.

 

         

 

Об этих вдовьих домах свидетельствует эта доска.

 

            

 

И этот музей вдовьих жилищ.

 

                                  

 

Магазин в одном из бывших вдовьих домов. 

 

Ратуша Гамбурга была построена в середине  XIX века  в  стиле позднего ренессанса. Предметом гордости являются интерьеры парадных помещений Парламента и Правительства, а также количество служебных помещений, превышающее оное в   Букингемском дворце.                             

                                  

                                   

 

Ратуша Гамбурга

                                  

Во внутреннем дворике Ратуши находится фонтан Гигеи – греческой богини здоровья. Он был создан после окончания эпидемии холеры в конце XIX века. Тогда же власти города построили  систему питьевого водоснабжения. 

 

                                    

 

Фонтан Гигеи. Гамбург получил чистую питьевую воду.

 

Одним из символов Гамбурга является водонос. Эта человеческая фигурка с коромыслом и двумя ведрами. Так веками разносили в Гамбурге воду по домам.

 

 

Фигурка гамбургского водоноса (Интернет)

 

Нам случилось побывать в Гамбурге дважды. Первый приватный визит пару лет назад был зимой, около Рождества. Второй - в рамках туристской поездки, летом. Надо сказать, что в зависимости от времени года, впечатления о городе существенно разнятся. Виной этому не только зеленая листва или голые деревья, но и настроение горожан. Зимой, кажется, население замерло, забилось в дома, пассажи, кафе, музеи. Летом все на улице. Все веселятся и ликуют. Ликование не всегда приглядно. Нигде не видела столько бомжей, как в Гамбурге. Под мостами они разбивают свои лежки с большими матрасами и прочим скарбом. Здесь спят, едят, пьют, веселятся. 

 

Зимой мы прошлись по знаменитому Репербану района Санкт Паули, улице для сексуально озабоченных моряков и не только. Были днем. Ничего особенного. Но появление женщин в вечернее время не везде приветствуется. 

Летом, в субботний вечер, здесь все кипит. Почти карнавальная развеселая публика. Оркестры, торговля, реклама, иллюминация, кабаре, театры, где годами идут популярные мюзиклы. Улица «Große Freiheit» (Большая свобода), отходящая от Репербана, называется еще «Дорогой грехопадения».

 

           

 

Дорога «грехопадения»

 

Здесь начинал свою головокружительную карьеру ансамбль Битлз. Есть на этой улице и эротический музей и множество секс-шопов. Следит за порядком в этом злачном месте Давидвахе – специальный полицейский участок. 

 

 

 

 

О битлах напоминают их контуры в начале «дороги грехопадения».

 

Рыбный рынок в воскресенье достоин внимания. Это тот же район Санкт Паули. Уже в 8 часов утра не понять, то ли кипучая жизнь здесь только начинается, то ли уже заканчивается. На набережной - огромный блошиный рынок. Часть его предназначена для продажи рыбы. Рыба здесь всех видов и всех существующих способов приготовления. Ее можно есть на месте, можно уносить с собой. 

Но самое интересный, пожалуй, это  павильон речного вокзала, построенный из стекла и металла в начале ХХ века, который в воскресенье  с утра используется, как грандиозное увеселительное заведение.

 

 

 

Павильон речного вокзала.

 

С утра здесь сотни людей распивают пиво и что-нибудь покрепче, танцуют, поют. Некоторые, несомненно, прошедшие дорогой грехопадения, изнемогли и заснули в удобных креслах. Смесь немецких праздников Октоберфеста и Карнавала. Кажется, что Гамбург никогда не спит. В этом помещении нет торговцев рыбы, это огромная пивная с эстрадными выступлениями на  дальней сцене. Танцуют все.

 

   

       

Помещение речного вокзала рано утром в воскресенье. 

      

                     

 

Изнемогшие после дороги «грехопадения».

 

      

 

Набережная рыбного порта. 

Сам рыбный рынок - внизу под этой набережной. В центре под эстакадой обитают     веселые бездомные.

От пристани Санкт Паули вверх идет широкая зеленая зона до большого водохранилище Внешнего Альстера (Außerallster). По-видимому, это старое русло Альстера, где остались старицы, превратившиеся в небольшие пруды. Здесь на возвышенном месте стоит памятник Отто фон Бисмарку (1815-98).  Это тридцатичетырехметровый монумент из песчаника в стиле древнегерманского эпоса. Этот великий объединитель Германии закончил свою длинную и бурную жизнь недалеко от Гамбурга в имении Фридрихсру, подаренном ему кайзером. 

                

 

Памятник Бисмарку  в Гамбурге.       http://www.turizm.ru/country_gallery/54/4036.jpeg

Потомок рыцарей – завоевателей начал свою жизнь как бретер, имевший 27 дуэлей, потом «бешеный депутат» Берлинского Ландтага, дипломат, «железный канцлер», объединивший Германию «железом и кровью». Он считал, что быть дипломатом ему предписало само провидение, так как он родился 1 апреля. Три года Бисмарк был дипломатом в России, в Санкт Петербурге. За это время он хорошо выучил русский язык и сделал выводы - предостережения, которые, к сожалению,  не были учтены следующими правителями. Один из них: «Война между Германией и Россией — величайшая глупость. Именно поэтому она обязательно случится». И еще: «Война на два фронта убийственна для Германии. Она убийственна даже на одном фронте, если на этом фронте воюет Россия». 

Общение Бисмарка с русским канцлером Горчаковым было очень продуктивным. Оно отражено в романе В.Пикуля «Битва великих канцлеров».  

 

                                                

Памятная доска в доме на Английской набережной в Санкт Петербурге. 

 

Как объединитель земель Германии, Бисмарк сделал тоже, что и  Д. Гарибальди для Италии. Памятники Бисмарку в Германии, как и памятники Гарибальди в Италии, есть почти во всех городах. В Германии есть традиция устанавливать «Башни Бисмарка» – массивные каменные, многометровые сооружения. Их насчитывают около двухсот.

 

Роль Бисмарка в истории все время пересматривается. Но нет ни одного исследователя, который бы ее принизил. Некоторые обвиняют его, что он что-то не доделал. На это Бисмарк смотрел просто: «Всегда найдется кто-то, кому не нравится то, что ты делаешь. Это нормально. Всем подряд нравятся только котята». 

Музеев, как и театров, в Гамбурге много. Нам случилось посетить Кунстхалле, очень  репрезентативный художественный музей с европейской живописью. Здесь нет   всемирно известных шедевров, однако, представлены основные школы, особенно    немецкие и скандинавские. В музее у  меня возникло впечатление, что жесткий немецкий   экспрессионизм ХХ века является некой компенсацией, противовесом сентиментальному реализму, присущему немецкому искусству середины ХIХ века.

 

Побывали в Планетарии на сеансе стереоскопического фильма «Звёзды фараонов». Необыкновенно эффектное зрелище звёздного неба и египетских  достопримечательностей. При просмотре ощущение взлетов, перемещений, падений до  замирания  сердца. Зрители, как римские патриции во время трапезы,  возлежат в удобных креслах. Здание переоборудовано из бывшей водонапорной башни. Оно имеет купол диаметром 21 метр, как говорят, наибольший в Европе.  Прекрасный пример нового использования   промышленных  сооружений. 

 

Своеобразным памятником эпохе (1900 год) является Speicherstadt – амбарный город на острове Броок. Многоэтажные складские помещения из красного кирпича, расположенные вдоль каналов. Своей обратной стороной они выходят на широкие улицы с удобной парковкой.

      

 

Складские сооружения  на острове Броок.

          

 

Суда разгружаются прямо в склады этого водно-сухопутного терминала.

 

Здесь все продумано для перевалки товаров с судов, их хранения и перегрузки на сухопутный транспорт. Тут и таможня, и пространство для разворота транспорта. Строгая архитектура, предельная рациональность. Сейчас основные перегрузочные операции с контейнерами вынесены за черту города. Поэтому некоторые складские помещения используются как музеи и аттракционы. Такие как, например, музей таможни и «Гамбургский данжен» (карцер). При желании тут можно приобщиться к средневековым порядкам – наказаниям, пыткам и даже казни пиратов. 

 

Преобразование территории порта продолжается. Треугольное в плане многоэтажное помещение из красного кирпича, которое выходит непосредственно к Эльбе, решено использовать как основание для нового здания филармонии. Этот проект реализуется уже много лет. Стеклянно – стальная конструкция, водруженная на кирпичную основу, создаст особое впечатление невесомости и даже какой-то призрачности. Однако, при строительстве встречаются технические  трудности. Они, как всегда, упираются в недостаточность финансирования. Стройка неоднократно замораживалась, однако всегда снова возобновлялась. Строительство этой филармонии похоже на скандальные строительства нового железнодорожного вокзала в Штутгарте и нового аэропорта в Берлине.  Об этой стройке часто говорят в ТВ передачах. Но уже сейчас, издалека, здание выглядит очень интересно.

 

 

 

Среди старых портовых сооружений - строящееся здание филармонии.

 

Жизнь порта и водных путей тесно связана с наблюдениями над погодой и водным режимом Эльбы и Северного моря. Здесь уже много лет существует Морская обсерватория (Deutsche Seewarte), широко известная своими трудами по морской метеорологии. Ганзейские города играют огромную роль в службе спасения судов. В Центр спасения в Бремене приходят все сигналы SOS от терпящих бедствие кораблей. Затем этой службой сигналы передаются кораблям -спасателям.

Страховка судов имеет важное значение в хозяйственной жизни Гамбурга.

 

По результатам общественных опросов Гамбург считается «самым счастливым     городом» Германии. В качестве аргументов приводится то, что здесь  разнообразная и   интересная культурная жизнь и открытость граждан к созданию новых контактов и  знакомств.

 

Про Любек и Бремен читайте в следующем блоге.

 

Комментарии ( 8 )
Авторизуйтесь , чтобы добавить комментарий и участвовать в обсуждении.

Уважаемая Маргарита! Ваш рассказ, несомненно, интересный, однако Вы неправы, считая что «жители Китая, Индии, Африки, Америки не обременяли себя проблемой открытия новых земель, несмотря на то, что у них были более благоприятные условия для мореплавания». Возможно, что дело здесь действительно в Вашем «европоцентрическом мировоззрении, застилающем достижения других народов…». Здесь Вам даже повезло с сайтом, поскольку как написано администратором в комментариях «Но путешествия по Европе, по-прежнему, остаются основным направлением для нашего сайта. Во всяком случае, пока мы не опишем все основные страны Европы». Однако попытаюсь обосновать свое несогласие с Вами. В истории Китая был величайший мореплаватель, адмирал флота Чжэн Хэ (1371-1435 годы). Подробно о нем, его флоте и путешествиях можно прочесть, например, в Википедии. Говоря коротко, у него было семь морских путешествий в страны Индокитая, Индостана, Аравийского полуострова и Восточной Африки.

16 октября 2012, 11:28

Его корабли уже в те времена превосходили европейские, хотя некоторые ученые, европейцы, по-видимому, относятся к этому утверждению скептически. Если бы после смерти Чжэн Хэ и императораЧжу Чжаньзи, морская политика Китая и их дело продолжались, то, скорее всего Эпоха Великих Географических открытий европейцев вообще бы не наступила. Даже объединенный европейский флот не был бы конкурентом китайскому флоту ни в плане качества, ни в плане количества. Если представить себе схватку испанской Непобедимой армады и китайского флота, сравнение не в пользу европейцев. Можно еще добавить, что у китайцев была решена проблема провианта гораздо лучше, чем у европейцев. Все знают, как умирали европейские моряки от цинги. У китайцев же были целые продовольственные корабли, на которых выращивались всевозможные растения. Китайские моряки не знали, что такое цинга.

16 октября 2012, 11:28

Насчет Индии. По-видимому, мореплавателей, сопоставимых с китайским Чжэн Хэ, там не было. Но по Индийскому океану их корабли плавали, до близлежащих островов, Аравийского полуострова и Восточной Африки явно доплывали. Хотя, больше предпочитали путешествия по суше. Насчет Африки. Зачем Вы обижаете такие древние цивилизации как Древний Египет и Карфаген? Ведь и египтяне, и карфагеняне уже задолго до древних греков, то есть задолго до нашей эры, свободно плавали по Средиземному морю. Египтяне плавали и по Красному морю и вдоль побережья Восточной Африки. Карфагеняне доплывали до Гибралтара и выходили в Атлантический океан. Другое дело, что и Египет и Карфаген – это Северная Африка, и их народы не являлись африканцами в привычном для нас смысле слова, то есть неграми. Да и сейчас Северная Африка практически полностью населена арабизированным населением – берберами, бедуинами, а не неграми.

16 октября 2012, 11:29

Насчет Америки, опять же не соглашусь с Вами. У инков – одной из великих цивилизаций Южной Америки на территории современного Перу был свой флот. Имеются сведения, что на своих бальсовых плотах инки достигли острова Пасхи. Расстояние от данного острова до континентального побережья Чили составляет 3703 км, примерно как и до Перу. Поэтому уважаемая Маргарита считаю, что Вы неправы, считая что «жители Китая, Индии, Африки, Америки не обременяли себя проблемой открытия новых земель, несмотря на то, что у них были более благоприятные условия для мореплавания». Еще как обременяли, зачастую задолго до европейцев. Это все один мой большой комментарий.

16 октября 2012, 11:30

Большое спасибо, Сергей, за развёрнутый комментарий. Должна сразу оговориться, что пишу о Ганзейском союзе, а не об истории мореплавания вообще. Великие географические открытия были сделаны европейцами для европейцев. Они, как никто другой, ими воспользовались. Последовала лавина экспедиций, описаний новых земель, христианизация, истребление местного населения, ограбление территорий, заселение новых земель европейцами с присущей им культурой. Я не ставлю отметки за те или иные действия, но это было началом «начала» новой эпохи – глобализации. Последствия достижений Колумба, Васка де Гама, Америго Веспуччи, Магеллана, Кука, Беринга и др. не подвергаются сомнению. Я читала о мореплавателе Чжэн Хэ. Но его открытия не привели к взрыву активности в дальнейшем освоении новых земель, тем более к созданию межгосударственных торговых союзов. И еще. Как говорят, история не знает сослагательного наклонения. А Ваши замечания написаны именно в этом наклонении.

16 октября 2012, 20:18

Относительно участия североафриканских народов в освоении акватории Средиземного моря и прилегающих территорий, я умышленно не вдавалась в подробности. Еще европеец Александр Македонский положил начало связи культур, создав в Египте Александрию. Сарацины много раз завоевывали острова Средиземного моря, Иберию, доплывали до Генуи и других городов южной Европы. Вклад египтян и карфагенян в изучение Средиземного моря равноценен европейскому и по времени совпадает с древнегреческим. Но это уже другая тема.

16 октября 2012, 20:20

Маргарита, как верно Вы написали, что было присуще именно европейцам: "христианизация, истребление местного населения, ограбление территорий, заселение новых земель европейцами с присущей им культурой". Китайцы времен Чжэн Хэ не совершали подобных поступков в силу другого менталитета. А в сослагательном наклонении у меня написаны не все замечания, а лишь сравнение европейских и китайских кораблей и флотов и возможный иной ход истории.

17 октября 2012, 10:54

Древние египтяне точно плавали по морям задолго до древних греков, если посмотреть на возраст этих цивилизаций. Карфагеняне, пожалуй, ровесники греков. Сарацины, то есть арабы - это уже Средние века. Однако, интересный Вы, Маргарита, термин употребили - "сарацины". Посмотрел, а оказывается слово имело и другое значение. "Сарацином" в Средние века называли тренажёр для рыцарей. Тренажёр в классическом варианте представлял собой деревянный торс человека (собственно сарацина), в одной руке держащего небольшой щит, а в другой цепь или верёвку с утяжелителем (например, мешок с песком) на конце. Торс устанавливался так, чтобы свободно вращаться на столбе. Задача рыцаря — на полном скаку поразить копьём щит сарацина и успеть при этом увернуться от удара мешком. Сарацины часто применялись на рыцарских турнирах, как отдельное состязание. Однако...

17 октября 2012, 14:18
максимальная длина сообщения 1000 знаков
Напиши оригинальный комментарий и получи приз!
Facebook Twitter Вконтакте Mail.ru LiveJournal Yandex
Что изображено на фото?

Где находится и чему посвящена композиция?

Выиграйте 50 баллов от
Культ-Турист.ру
Вы должны авторизироваться чтобы ответить на вопрос!




Опрос пользователей

В нашем приложении "Путеводители Культ-Турист" уже 26 стран, а каких стран лично вам не хватает?

Польша

Швеция

Украина

Хорватия

Словакия

Норвегия

Дания

Литва

Турция

Другой страны

Результаты
  © 2017 Туристический портал
Разработка блога - МираВеб
RSS