Cult-turist.ru
На главную Карта сайта Обратная связь
Cult-turist.ru
Достопримечательности Испании, Мадрида, Барселоны,Толедо, Кордова, Гранада, Альгамбра, Музей Прадо

Поиск отелей

Дата заезда

calendar

Дата отъезда

calendar
Комментарии пользователей
Судьба города Ксантен
Рейтинг участника: 
Опубликовано 07 ноября 2012, 22:57
Просмотров - 1029
Оценка: 5.0 (3 голосов)
Ваша оценка: 

Этот небольшой город расположен на севере земли Северный Рейн Вестфалия (Nord Rhein Westfalien), в нижнем течении Рейна. Мы посетили его второй раз, с приятными воспоминаниями пятилетней давности.   На этот раз мы были более  подготовлены и оснащёны новой фотоаппаратурой.


В тот, первый раз, свои впечатления я описала в очерке «Город и река», который был помещён на Сайте «Заграница» в библиотеке Мошкова в 2007 году. После второго посещения я переработала и дополнила вербальную основу очерка с учётом нового фотографического материала.

Город Ксантен славен зримыми следами пребывания римлян и дальнейшей средневековой историей.  Основанный римлянами в конце первого века после Р.Х., когда они присоединили эти земли к своей империи,  он строился, как гавань на Рейне. Город имел все необходимые атрибуты римского населенного пункта. Наряду с Триром он достиг своего расцвета во времена императора Траяна, на рубеже I и II в. н. э. Город был форпостом для освоения римлянами севера Европы. В то время Ксантен имел название Колония Ульпиа Траяна (Colonia Ulpia Traiana). Основатели готовили ему великое будущее. Союзником и соперником Colonia Ulpia Traiana была Colonia Claudia Ara Agrippinensium - нынешний Кельн.

Сегодняшнее положение этих городов просто несопоставимо. Кёльн - крупнейший культурный, научный и производственный центр земли Северный Рейн Вестфалии с почти миллионным населением и крохотный Ксантен с его 22 тысячами жителей. Тем не менее, историческое значение этих городов в далёком прошлом было вполне сопоставимо, а древнеримских памятников в Ксантене сохранилось гораздо больше, чем в Кёльне.
  
Кто знает, как сложилось бы современное соотношение городских конгломератов Кельна и Дюссельдорфа, если бы не природный катаклизм, произошедший на Рейне в какой-то момент первой четверти первого тысячелетия. Как известно каждому геоморфологу и гидрологу, реки протекают в пределах своего русла, одновременно изменяя его. Во время паводков или половодий они часто формируют новое русло в пределах своей долины. При этом излучины рек перемещаются, разрушая береговые постройки - причалы, опоры мостов, водозаборы. Иногда вода прорывает узкое место излучины и меняет русло коренным образом.

 

Так и случилось на Рейне. После буйства водопада в верховьях и небезопасного для судоходства протекания через пороги около скал Лорелеи, Рейн в нижнем течении неизбежно теряет энергию и утрачивает способность нести собственные наносы, образует острова, часто меандрирует, и, в конце концов (уже в Нидерландах), растекается на сонные протоки огромной дельты. После очередной русловой деформации в низовьях Рейна,  речная гавань Колонии Ульпиа Траяна оказалась на сухом месте. Это хорошо видно на снимке.

 


            
Положение города Ксантен относительно Рейна сегодня. Хорошо видны старицы реки, относящиеся к руслу Рейна прежних времён. Контуры города Colonia Ulpia Traiana показаны красным цветом (Google "Планета Земля"). 
                          
Оказавшись в нескольких километрах от реки, город лишился своего главного достояния - гавани на большой реке. Это обстоятельство, а также упадок Римской империи, привели к утрате значимости города. Он был разрушен франками, которые построили здесь крепость, в дальнейшем тоже разрушенную. Разрушение не было планомерным и направленным. Просто, город Colonia Ulpia Traiana перестал быть нужным, поэтому он "ушел под землю", то есть за период времени около 1600 лет был покрыт культурным слоем и растительностью. Это сохранило фундаменты, всю подземную инфраструктуру и некоторые надземные сооружения. Произошла естественная "консервация" римского города, подобная той, что случилась в Геркулануме и Помпеях после извержения Везувия.
  
Многие века жители Ксантена не подозревали о древней истории своего города. "Открытие" произошло после второй мировой войны. Администрация города попросила британских летчиков с воздуха посмотреть, не остались ли неразорвавшиеся бомбы вблизи городских строений. Бомб не обнаружили, но увидели странное геометрическое расчленение местности. Первые же раскопки показали перспективность дальнейших археологических работ, но интенсивные и планомерные исследования начались только в 1974 году. В 1977 году здесь был создан Археологический парк, где начались исследования, раскопки и очень деликатная реконструкция отдельных сооружений. Постепенно этот римский город "восстает над поверхностью земли".

            
Археологический парк на месте римского города Colonia Ulpia Traiana. Видны амфитеатр, здание музея красноватого цвета, в северо-западной части, вдоль старицы Рейна - восстановленный участок крепостной стены. (Google « Планета Земля»).
                                


Эти деревья охраняют нераскопанные  ещё тайны Colonia Ulpia Traiana.
  
Сейчас можно видеть часть крепостной стены с башнями. В некоторых местах эта стена условно обозначена живой кустарниковой изгородью.
                            
Башня с  городскими воротами.  

Частично реконструирован амфитеатр, где теперь проводятся не бои гладиаторов друг с другом или с дикими животными, а спортивные игры и концерты.  

                                     
Реконструированный амфитеатр
             
                                      
Галерея под трибуной амфитеатра.

                               
              
Император Траян – основатель  Colonia Ulpia Traiana.              

Частично воссоздан темпель (храм) у гавани античного города.  Сведений о том, в честь какого бога он строился, не сохранилось. Воспроизведены "типовые элементы" архитектуры - высокий подиум, часть колоннады, несколько колонн в полный рост с капителями, перекрытые портиком, часть стен без окон главного сооружения.

       
Воссозданная часть темпеля у древней гавани.
                    
Раскопки ведутся чрезвычайно аккуратно и планомерно. Выбирается участок. Он накрывается металлическим остекленным каркасом. В его пределах ведутся работы. Обнаруженное консервируется и реконструируется до желаемого уровня.

В 2008 году было построено современное здание археологического музея, в котором
экспонируются собранные античные  предметы материальной культуры.


Металические несущие конструкции. Прозрачные стены. Здание кажется лёгким и невесомым и явно контрастирует с тяжеловесными сооружениями римского времени. Удачное решение внутреннего пространства. Этажи заполняют его не полностью. «Этажерка» с разновеликими «полками»-консолями  позволяет видеть с каждого уровня почти все помещение музея. Уровни соединяются между собой пандусом. Между этажами подвешено плоское днище римского корабля.

Экспозиция извлечённых при раскопках предметов  расположена вдоль пандуса и на этажах. Много света.  Подробные комментарии в письменном и медийном исполнении.


                                                     
Экспозиция музея размещена на нескольких уровнях.

               
                          

Чудом сохранившийся  бронзовый древнеримский мальчик.
   
Особое место в городе занимали римские бани (термы). Эта культура присуща древним римлянами и грекам. Главное здание музея построено на фундаменте общественного  помещения, где посетители встречались, принимали водные процедуры,  отдыхали, расслаблялись, обменивались новостями, заключали сделки. Раскопанные части  фундаментов   терм находятся в специальной  части музея.


                           
Древнеримские термы под надёжной защитой музейного здания

  


                           
Макет римских терм Colonia Ulpia Traiana.

Термы имели помещения для раздевания, для емкостей с холодной, теплой и горячей водой (frigidarium, tepidarium, caldarium). Отдельно под землей находилось помещение для очага и нагрева воды. Из него теплый воздух и вода по специальным каменным трубам подавался под пол бани. Это обеспечивало чистоту и хороший воздух без дыма. Все водные и воздушные коммуникации вскрыты и хорошо видны в раскопках. Такие термы были  рассчитаны на одновременное мытье примерно сотни людей. Это понятно, ведь в Colonia Ulpia Traiana базировались одновременно два легиона солдат. А всего в городе проживало до десяти тысяч человек. С клиентами работали также брадобреи и врачи. Эти профессии совмещались.
                          
Ещё более комфортные условия  создавались для  состоятельных клиентов. В  воссозданном здании римской таверны реконструированы жилые и бытовые помещения. Это галерея с жилыми комнатами, кухней, подвалом для хранения продуктов, термами для избранных.

 



Общий вид таверны.
                   
     
Интерьер помещения с ложами для мужчин. Как известно, мужчины должны возлежать,  опираясь на подушечки, при важном занятии приема пищи.


            
Реконструкция римской кухни

В кухне показан очаг для приготовления пищи и угольный подогреватель для керамических горшков с едой, похожий на мангалы, используемые на юге России. Здесь же утварь, ручной жернов, образцы злаков и овощей. Рядом с кухней находился огород со свежими овощами и пряностями. В подвале хранились  амфоры для вина и масла.

Реконструкция вполне убедительна. Римляне – любители комфорта. В завоеванной варварской стране они старались создать себе сносные условия жизни. Сюда они принесли много новшенств, как то: военное оснащение, самое передовое в то время, культуру строительства, деньги взамен товарообмена. Собирательство ягод, принятое у германцев, стало заменяться садоводством. С римских времен появились вишневые и сливовые деревья. В более южных областях стал возделываться виноград.

 

Для сравнения в музее показан более примитивный образ жизни обитавших здесь германских и кельтских племен.

С уходом или ассимиляцей римлян наступило одичание. Местное население стало использовать римские руины как строительный материал для своих нужд. Цивилизация отступила, чтобы через несколько веков возродиться на новом уровне.

В средние века недалеко от римского города был построен новый город Ксантен, название которого корреспондируется с римскими истоками. Так, в четвертом веке в Colonia Ulpia Traiana часть легионеров, принявших христианство, подняла восстание против языческой религии римлян. Предводителем восстания был легионер по имени Виктор. Восстание было подавлено, но упоминание о "Це зантос" - "Светлом мученике", трансформированное в Ксантен, сохранилось в  эпосе "Песня о Нибелунгах".   

 

Средневековая часть города территориально расположена совсем близко от римской и не менее интересна.

Считается, что в  Ксантене  родился принц Зигфрид, герой эпоса о Нибелунгах. Победитель дракона, защитник отечества, он был предательски убит завистником. Эта история в Ксантене запечатлена в виде бронзового барельефа на городской стене. Здесь изображены гибель Зигфрида, его жена бургундская принцесса Кримхильда, отомстившая за смерть мужа, и другие персонажи германского  эпоса.

 
Барельеф, посвящённый  памяти  принца Зигфрида.

          
Крепостная стена, башня с воротами «Klever – Tor», 1393 года постройки.

Справа от ворот видны башни барбакана, отдельного средневекового оборонительного сооружения стоящего, за городской стеной.  Примерами барбакана  могут служить Кутафья башня Московского Кремля и барбакан Кракова.

     
Барбакан в Ксантене

Средневековый Ксантен - "типичный представитель страны и эпохи" (XII-XVII века). Крепостные стены, башни, ветряная мельница, ратушная площадь. Заметно влияние архитектуры Нидерландов, граница с которыми находится  всего лишь в 30 километрах ниже по Рейну.

             
Типичная для Нидерландов и нижнего Рейна  ветряная мельница (Kriemhildmühle).

И конечно, архитектурная доминанта города - Главный собор - Дом. Вот он-то и не типичный представитель, а уникальный и самый большой в северной Германии после Кельнского.

                                   
Собор св. Виктора.
 
Собор построен в честь святого Виктора, того самого римского легионера, возведенного в ранг святого. Первые постройки собора на месте захоронения св. Виктора относятся к эпохе Каролингов. Он начал строиться в XIII веке в романском стиле, который потом сменился готическим. При его постройке использовались камни уже разороенной Colonia Ulpia Traiana Все пропорции этих архитектурных стилей и украшений соблюдены. Две башни, витражи, частично новые, частично сохраненные из XV-XVI веков. Скульптура Св. Виктора XVII  века, раскрашенное дерево.

                                 

Одна из башен Собора со стороны входа.

 
Скульлтурное изображение распятий на горе Голгофа.
      
Около входа в собор скульптурное изображение Голгофы с тремя распятыми. На кресте уверовавшего разбойника Дисмаса, справа от Христа, сидит маленький ангел, на кресте скептика Гестаса - черт. Внизу фигуры Девы Марии, Марии Магдалины, евангелистов, присутствовавших на казни. Все они одеты в костюмы раннего средневековья, времени создания скульптуры. В застекленных нишах собора скульптурные сцены суда над Христом, снятия с креста и вознесения. Все чрезвычайно реалистично, но удивляет наивность изображения костюмов: иудейские иерархи похожи на восточных факиров в чалмах, а  римские солдаты носят приталенные камзолы.

Не менее интересен интерьер  Собора. Два алтаря разделяют пространство на зону для  паствы и для священства. Для церковных иерархов стоят резные кресла ХIII века. В алтаре хранится ларец с мощами св. Виктора. Всего в соборе находятся 24 алтаря ХV века. Один из алтарей представляет собой складень с бюстами святых, что является характерным для немецкого средневековья.
               
 
Алтарь с бюстами святых

   
Алтарь со сценой распятия. Красноватый свет – от стеклянных яркокрасных витражей

Очень интересные современные произведения бронзовой пластики. Это подставка под Евангелие и стол для святых даров. Ножки первого представляют собой водоросли, дно моря и плавающих между ними рыб. Рыбы имеют человеческие лица и принятую атрибутику святых. Ножки второго стола - затейливые виноградные лозы с сидящими на них птицами, ежом, улиткой и прочей живностью. Все это символы единства природы, человечества, религий.


              
Стол для святых даров

В крипте, расположенной под собором, находятся саркофаг Святого Виктора с символом агнца, а также захоронения современных мучеников - участников антифашистского сопротивления. Это Хейнц Белло, Карл Лейзнер и Герхард Штром. Они были членами католического молодежного движения «Союз новой Германии». Эта организация была раскрыта гестапо и все ее члены окончили свою жизнь в лагерях уничтожения. В этой же крипте находятся урны с пеплом из Освенцима, Дахау, Берген-Бельзен.

В соборе есть еще один складень с живописными створками и скульптурным изображением Мадонны с Младенцем, раннего средневековья. Под ним интересное изображение древа дома Давида, из которого происходил Иисус, в виде виноградной лозы, оканчивающейся иногда человеческими изображениями, а, иногда, ничем. Вся это сложная символика плодов и лиц чрезвычайно искусно воспроизведена в дереве.

В XVII веке около собора располагался картезианский монастырь с огромной библиотекой. После секуляризации монастырь закрыли, а книги и рукописи были переданы в другие библиотеки. Сейчас сохранился прелестный монастырский дворик, примыкающий к собору. 

 



Монастырский дворик при Доме.
  
После войны средневековые дома и узкие улочки Ксантена были тщательно восстановлены. На перекрестках оставлены водокачки XVII века, думаю, что работающие. Около одной из них бронзовая скульптурная группа - две женщины с ведрами с водой разболтались, а одну из них за юбку тянет маленький ребенок. Все в натуральную величину. Тут никаких символов, все очень реалистично и забавно. Это подарок города Аахена Ксантену, выполненный современным скульптором Бонифацием Штирнбергом.

 


             
Жанровая сценка  около водокачки в бронзе.

В день нашего второго посещения Ксантена проходил праздник Октоберфест (праздник урожая). Город был наполнен не только туристами, но и жителями окрестных городков и  сельскохозяйственных ферм. По улицам следовали процессии, возглавляемые  допотопными тракторами с сельскохозяйственными орудиями, грузовики с радостными взрослыми и детьми. Все хорошо поработали летом и осенью.

Не сомневаюсь, что Ксантен очень хорош летом. На месте старого русла Рейна образовались две старицы, называемые Южным и Северным озерами. Это настоящий рай для парусного спорта, виндсерфинга, водных лыж и купания.

Комментарии ( 0 )
Авторизуйтесь , чтобы добавить комментарий и участвовать в обсуждении.
максимальная длина сообщения 1000 знаков
Напиши оригинальный комментарий и получи приз!
Facebook Twitter Вконтакте Mail.ru LiveJournal Yandex
Что изображено на фото?

Где находится и чему посвящена композиция?

Выиграйте 50 баллов от
Культ-Турист.ру
Вы должны авторизироваться чтобы ответить на вопрос!




Опрос пользователей

В нашем приложении "Путеводители Культ-Турист" уже 26 стран, а каких стран лично вам не хватает?

Польша

Швеция

Украина

Хорватия

Словакия

Норвегия

Дания

Литва

Турция

Другой страны

Результаты
  © 2017 Туристический портал
Разработка блога - МираВеб
RSS