Cult-turist.ru
На главную Карта сайта Обратная связь
Cult-turist.ru
Достопримечательности Испании, Мадрида, Барселоны,Толедо, Кордова, Гранада, Альгамбра, Музей Прадо

Поиск отелей

Дата заезда

calendar

Дата отъезда

calendar
Комментарии пользователей
Вормс. Мифы и История
Рейтинг участника: 
Опубликовано 25 марта 2013, 09:56
Просмотров - 1086
Оценка: 4.4 (5 голосов)
Ваша оценка: 

Римская государственность сохранила  немало письменных и материальных свидетельств своего существования в Европе. Ретирада римлян из центральной Европы в третьем веке новой эры положила конец достоверной истории этих мест. Её место заняли мифы, былины, сказания, песни. По ним и сохранившимся скромным памятникам материальной культуры можно составить представление о жизни германцев, кельтов,  белгов, бургундов.  Они не были кочевниками, но по разным причинам вели не вполне оседлый образ жизни. 

 

Рейн, как и многие реки, являлся притягательным объектом для расселения людей и средством сообщения между ними. Возможно, поэтому исторический эпос  «Песнь о Нибелунгах» связал сюжетом  старинные города на Рейне - Вормс и Ксантен. Вормс находится в земле Рейнланд-Пфальц.  Ксантен - в соседней земле Северный Рейн-Вестфалия. О раскопках  в античном Ксантене я уже писала в блоге (http://www.cult-turist.ru/blog/Margarita/391). Теперь о Вормсе и его истории, начиная с раннего средневековья. 

 

Германский эпос «Песнь о Нибелунгах» является наиболее репрезентативным литературным источником, изображающим  жизнь того  времени. Он записан примерно в XII веке, а до этого передавался изустно. В эпосе описываются события IV-V веков.  Интерес и научное изучение «Песни» возникли в середине XIX века.  Они не ослабевают до сих пор. 

 

Действие эпоса начинается в  Ксантене, на нижнем Рейне, где родился всемогущий и благородный принц Зигфрид. Он убил там страшного дракона, выкупался в его крови и стал неуязвимым. Но для драматургии сюжета необходимо уязвимое место, «ахиллесова пята». И такое место существовало. Во время омовения в крови дракона к телу Зигфрида приклеился листочек, упавший с дерева. Тут-то и находилось это слабое место. 

 

Благодаря своим подвигам, Зигфрид стал обладателем чудесного меча, шапки-невидимки и клада карликов – Нибелунгов. Эта часть эпоса, не имеет под собой, конечно, ничего реального.

 

Быть просто королем в Ксантене было бы слишком заурядным для героя эпоса. До Зигфрида дошли слухи о прекрасной Кримхильде, сестре короля бургундов Гунтера. Зигфрид отправляется за ней в город Вормс, столицу бургундов. Это тоже на Рейне. По-видимому, во времена Зигфрида плавание по Рейну определялось только плавучестью судна, мелями, перекатами. Ведь известно, что по Рейну плавали ещё кельты и римляне. Крепости для взимания налогов за плавание на берегах еще не были построены. 

 

Проплыв семь дней вверх по течению, Зигфрид достигает Вормса. Здесь он  объявляет себя вассалом короля и верно ему служит. 

 

У короля Гунтера есть свои матримониальные планы. Он хочет жениться на исландской воительнице, богатырше Брунхильде. Но богатырша ставит условия. Она согласна выйти замуж за того, кто победит её не только в воинских состязаниях, но и  на брачном ложе. Гунтер просит Зигфрида помочь ему в этих делах. Тут шапка-невидимка оказалась очень кстати, и Зигфрид подменил Гунтера там, где тот не мог справиться. В результате  сыграны две свадьбы – Гунтера с Брунхильдой и Зигфрида с Кримхильдой. 

 

Зигфрид и Кримхильда уезжают в Ксантен жить, поживать и  добра наживать. Дальше эпос приобретает более реалистический житейский характер. По прошествии десяти лет король Гунтер приглашает Зигфрида и Кримхильду погостить в Вормсе. Здесь происходит вполне правдоподобное столкновение амбиций двух женщин Кримхильды и Брунхильды. 

 

 

 

Так видит современный скульптор (Иенс Неттлих) ссору королев. (Интернет).

 

Брунхильде становится известным, что победу над ней одержал не ее муж, король Гунтер, а Зигфрид.  Брунхильда считает себя оскорбленной и хочет отомстить. Преданный королю вассал Хаген убивает на охоте Зигфрида, узнав от доверчивой Кримхильды уязвимое место Зигфрида. Неутешная вдова много лет скорбит о потере мужа и вынашивает план мести Брунхильде и Гунтеру, заказчикам убийства, а также  Хагену, убийце и похитителю клада Нибелунгов. Эта часть эпоса содержит отголоски исторических событий.

 

 

Затем Кримхильда выходит замуж за Аттилу (нем. Etzel), вождя кочевников -гуннов. Однако  Аттила это уже не мифический, а  реальный исторический персонаж, разгромивший бургундов в 443 году, совершивший многочисленные набеги на западноевропейские города, в том числе на Рим. 

 

В эпосе Аттила практически не отличается от германских королей и характеризуется как добродетельный правитель, гостеприимный и справедливый. Он имеет свою столицу на Дунае, на территории современной Венгрии, и приглашает бургундов в гости. Гунтер и Хаген испытывают сомнения в безопасности такого приглашения, но из боязни прослыть трусами соглашаются. Многочисленное посольство (или войско) отправляется на восток. Во время пира начинается схватка. В жестоком сражении погибают бургунды, гунны и все персонажи эпоса. Так осуществляется страшная месть Кримхильды. Апокалипсис, созданный людьми.

 

Такова идеология раннего средневековья,  в котором ход  исторических событий определяют зависть, гнев, заносчивость, необузданность, коварство персонажей эпоса. В соответствии с латинским выражением: Homo homini lupus est (человек человеку - волк). 

 

Время записи эпоса потребовало дать христианскую оценку событий. В противоположность образу Аттилы из «Песни о Нибелунгах», языческий вождь гуннов рассматривался церковью как «Бич Божий», посланный для  коллективного наказания неверных за грехи. Безбожная жизнь не имеет будущего и приводит к неизбежной гибели.

 

Середина ХIХ века породила огромный интерес к древнему литературно-историческому творчеству - героическому повествованию о прошлом. К таким произведениям относится «Песнь о Роланде» (Франция), «Песнь о Нибелунгах» (Германия), «Манас» (Киргизия), «поэмы Ойсина» (Ирландия), «Слово о полку Игореве» (Россия) и др.  

 

Интерес к эпосам и к европейской истории не обошел стороной и русскую литературу. С детства знала стихотворение:  

В сталь закован, по безлюдью, 

Едет гуннов царь – Аттила, 

Как медведь мохнат и крепок, 

Нем и мрачен, как могила! 

Сухожилый, сухощавый, 

Это он, – о вождь великий, 

Бич карающего Бога 

Величавый, грозный, дикий!.. – 

Весь, как статуя, недвижный, 

Приросли к челу ресницы – 

И далеко не смыкаясь 

Смотрят вещие зеницы. 

Вслед за ним, как волны моря, 

Как грозы небесной тучи, 

Идут полчища, взывая: 

– Где же Рим, где Рим могучий?.. 

 

Недоступен вождь упорный... 

Нем и глух... Не обернется... 

По безлюдью, по беспутью 

Все вперед, вперед несется... 

Вдруг он стал – Здесь отдых будет. 

Та ль дорога или эта 

Скажет ночь с ея звездами, 

Скажет вещая комета. 

Не далек и Рим могучий, 

Он стоит передо мною – 

За седьмой горою только, 

За девятою рекою...

 

Недавно выяснила, что стихотворение «Аттила» написал Василий Иванович Немирович-Данченко, известный русский писатель, брат основателя МХАТа Владимира Ивановича. После революции Василий Иванович эмигрировал. Это послужило поводом к полному его забвению на Родине. Но это уже русская история.

 

Эпос «Песнь о Нибелунгах» взят за основу Р.Вагнером для оперного цикла «Кольцо Нибелунгов», состоящего из четырех частей:  Золото Рейна (Das Rheingold), Валькирия (Die Walküre), Зигфрид (Siegfried), Гибель богов (Götterdämmerung). Вагнер отходит от бытовой линии сюжета «Песни» и придает ему только героико-мифологический характер. Примерно в это же время была написана трилогия Фридриха Хеббеля «Нибелунги», которая посвящена   теме столкновения христианства и язычества. 

 

Со временем интерес к эпосу только возрастает. Существует несколько экранизаций, начиная с немого кино до игровых и мультипликационных версий. Недавно созданы модные теперь комиксы на тему Нибелунгов. 

 

Не отставали и архитекторы, художники, скульпторы. Карл Хофман создал особый архитектурный стиль, который он назвал новороманским или «Нибелунгенстиль»  и использовал его при преобразовании старого Вормса  в «Новый Вормс». В этом стиле были построены: мост через Рейн, носящий название мост Нибелунгов, водонапорная башня, железнодорожный вокзал.

 

 

Сейчас эпос «Песнь о Нибелунгах» оценивается ЮНЕСКО как культурное наследие человечества. 

 

Что же можно видеть теперь в тех местах, где происходило действие эпоса?

 

Современный Вормс, основанный более 2000 лет назад кельтами, культивирует  свое легендарное прошлое. Все памятники, с ним связанные, относятся к началу ХХ века. Это уже упомянутый мост Нибелунгов.

 

 

Башня моста Нибелунгов через Рейн.

 

В центре города находится фонтан Зигфрида (скульптор Адольф фон Хильдебранд). Зигфрид изображен со своим неотразимым мечом и поверженным драконом. Пожалуй, это единственный герой эпоса без страха и упрека. Наверно, поэтому он вознесен так высоко.

 

 

 

Фонтан Зигфрида

 

После убийства Зигфрида Хаген заметил, что  Кримхильда раздает сокровища Нибелунгов. Опасаясь, что это  попытка собрать войско для осуществления мести, Хаген похищает сокровища и бросает их в пруд около Рейна. Скульптура «Хаген топит сокровища Нибелунгов» (автор Иоганнес Хирт),  созданная в 1905 г., сейчас находится на променаде Рейна. 

 

                       

Хаген топит сокровища Нибелунгов (Интернет).

 

Иногда по ТV показывают документальные кадры о том, как оснащенные по последнему слову техники авантюристы ведут подводные  и надводные поиски сокровища. В подвалах некоторых домов висят объявления, что клад уже искали, но не нашли. Это свидетельство живучести легенды  даже на бытовом уровне. 

 

В Вормсе существует музей Нибелунгов. Он знакомит с древнейшей национальной историей на основе текстов сказания. Музей находится в двух соединенных между собой башнях городской стены. Лозунг музея Нибелунгов - «Миф живёт!» (нем. «Der Mythos lebt!»). 

 

Недалеко от музея находится «место захоронения» Зигфрида. Есть сведения, что могила Зигфрида интересовала еще императора Фридриха II. По его приказу в 1488 году были произведены раскопки в предполагаемом месте захоронения. Считалось, что Зигфрид  был великаном. Как и следовало ожидать, раскопки не дали результатов. Последующие поколения отказались от таких поисков. Но желание иметь могилу Зигфрида уже овладело массами. Поэтому она есть. Сейчас это холм длиной около 13 метров с двумя каменными грубо обработанными обелисками. Эти обелиски – «рога» шлема Зигфрида. Как я поняла, это «новодел» 2003 года. Еще одна материализация мифа. Как тут не вспомнить слова поэта, сказанные по другому поводу, в другое время и в другом месте: «Ах, обмануть меня нетрудно. Я сам обманываться рад!»

 

 

Предполагаемое место захоронения Зигфрида (Интернет).

 

Нашла стихотворение нашей современницы Вэнси (http://www.stihi.ru/avtor/vensi) по поводу этой легендарной  могилы. Стихотворение лаконичное и  хорошо соответствует таинственности мифа. 

Могила Зигфрида

Древние руны.

Звёзды. Гранит.

Кто же там спит?

 

Жертва? Герой?

Молчит монолит -

Каменный щит.

 

Тайны. Века.

Нить коротка.

Тянет магнит.

 

Издалека

Вьётся река…

Бездна…Зенит…

 

Эпос явился основой национального самосознания германских народов. За давностью времен его героям можно придавать любые пороки и добродетели. В тридцатых годах ХХ века гитлеровские национал-социалисты использовали эпос и оперный цикл Вагнера для утверждения превосходства арийской расы над всеми остальными. Во времена третьего рейха, в 1937 году, в Вормсе начали проводить фестивали в расистской интерпретации уже  упоминавшейся трилогии Ф. Хеббеля «Нибелунги», что надолго скомпрометировало это произведение, оперный цикл, да и сам эпос.

 

Переоценка моральных и исторических ценностей, предпринятая в Германии после войны, прервала на долгое время эти фестивали. Начиная с 2002, они возобновились. Ежегодно, в августе в Вормсе, на сцене под открытым небом, перед Вормсским кафедральным собором (Домом) проходит театральное представление.  Его цель – современное прочтение древнего эпоса.

 

Первый из возобновленных фестивалей проходил под новой редакцией Морица Ринке в восточном хоре Вормсского Дома. Он имел большой успех. Затем стали проводиться конкурсы для молодых людей, которые хотели бы принять участие в постановках в качестве актеров. Атрибуты эпоса можно увидеть по всему городу. Мы были в Вормсе осенью. Как воспоминание о фестивале в городе встречаются  такие вполне безобидные драконы.

 

 

 

Такого дракона надо победить, чтобы стать неуязвимым.

 

Современный взгляд на исторические события оценивает время действия «Песни», как эпоху великого переселения народов. Она сопровождалась жестокостью отношений между племенами и тяжелой борьбой с природными силами. Все боролись за «место под солнцем». Образ Аттилы в истории также претерпевал существенные изменения. Бич Божий (лат. flagellum dei), по мнению венгерского литератора и историка  XIV века Анонимуса, это прозвище, данное вождю гуннов «лживыми мужицкими сказками».

Этот и последующие авторы считают Аттилу предшественником венгерских королей. 

 

Существует еще одна  точка зрения, культивируемая в  некоторых азиатских странах. В соответствии с ней Аттила – вождь и герой степных народов – Манчжурии,   Монголии, Казахстана. Его царство простиралось от границ Китая до Рейна. В 2009 году Казахстаном выпущена серебряная  монета достоинством в 100 тенге с изображением Аттилы. Оригиналом послужило рельефное изображение Аттилы на внешней стене церкви картезианского монастыря в Парме. Что это? Еще один миф о великом завоевателе?  

                           

                 

 

Изображение Аттилы на лицевой стороне монеты 100 тенге.

 

Перейдем от легендарного прошлого Вормса к историческому. Древнее поселение кельтов на Рейне было покорено римлянами. Затем  с севера сюда переселилось древнее германское племя бургундов. Действительно, бургунды сделали город Вормс столицей своего королевства, который затем был разрушен гуннами, вторгшимися под руководством Аттилы. Франки позже построили на месте бургундской столицы новый город. Историческая канва в целом не противоречит сюжету эпоса.

 

Еще в IV веке Вормс становится местом пребывания местного епископа.

Епископы играли огромную роль в жизни Вормса. Особым почтением пользуется епископ Бурхард (965-1025). В 2002 году праздновалось тысячелетие вступления его в должность. По этому поводу около Вормского Дома установлен памятник работы скульптора Э. Зандера. Действительно, епископ сделал много. По его инициативе на месте старой базилики времен франков был возведен  кафедральный собор - Дом, освященный в присутствии императора Генриха II. Это одно из старейших и важнейших императорских церковных сооружений в романском стиле - Кайзердом.  Во время Бурхарда были построены также монастырские церкви  св. Павла, св. Мартина, св. Андреаса, которые можно видеть и сейчас.  Кроме церковных сооружений, Бурхард  много сделал и в области гражданского строительства.

   

Городская стена, возведенная еще римлянами, и разрушенная во время частых военных конфликтов, была достроена именно тогда. Сейчас можно видеть отдельные ее фрагменты, оставленные как памятники древней истории города. Бурхард был автором одного из первых сводов законов в Германии, называемым «Декретом Бурхарда». Из  него следует, что он был активным сторонником церковной реформы и независимости католической церкви от светских властей.

 

 

                      

 

Памятник Бурхарду (965-1025), епископу Вормса. 

 

В империи Карла Великого Вормс был одним из самых влиятельных городов.  В 1074 году Вормс приобрел статус свободного имперского города. Большой доход ему приносила торговля. Здесь процветало ремесло выделки кож. В это же время город  оказался в центре борьбы светской и духовной власти. Соперничество между папами и императорами  Священной Римской империи в Германии было особенно острым, потому что речь шла не только о богословских вопросах, но и о политической роли папства. Соперничество достигло апогея при императоре Генрихе IV и папе Григории VII. Именно из него возникло выражение «идти в Каноссу», то есть подвергнуться страшному унижению. Краткая история каносского унижения  такова. Папа отстранил нескольких германских епископов. В ответ император собрал в Вормсе высшее немецкое духовенство и объявил о низложении папы. Тогда папа отлучил Генриха от церкви и освободил его вассалов от обязательств верности. Немецкие князья воспользовались этим, объявив, что отказываются подчиняться императору. У Генриха не осталось другого выхода, как признать своё поражение. В январе 1076 он с несколькими приближёнными совершил переход через Альпы и встретился с папой в северо-итальянском замке Каносса. Сняв с себя королевские одежды, босой и голодный он три дня ждал аудиенции, умоляя понтифика на коленях о прощении. 

 

Позднее, в 1122 году, был заключен компромиссный Вормсский конкордат. По его условиям избранные епископы получали возведение в сан от папы (символы - кольцо и посох), а светское признание - право на землевладение от императора (символ - скипетр). Так было обозначено разделение властей – светской и духовной.

В Вормсе происходили многочисленные «рейхстаги» (заседания немецкого парламента). Его называли «матерью рейхстагов» («Mutter der Reichstage»). Наиболее значимыми, вошедшими в историю Германии,  были рейхстаги 1495 и 1521 годов.

 

На Вормсском рейхстаге 1495 г в рамках Имперской реформы был утвержден «Вечный земский мир» в качестве основного закона Священной Римской империи. Были созданы суды, решавшие спорные правовые вопросы.  Тем самым, было много сделано для того, чтобы прекратить междоусобные  войны, которые вели германские князья между собой.

 

На рейхстаге 1521 года император Карл V создал Имперское правительство под руководством своего брата Фердинанда I и передал ему в управление Австрийское государство (испанские Габсбурги и австрийские Габсбурги).

На этом же рейхстаге реформатор Мартин Лютер отвечал перед императором Карлом V за свою критику церкви. До этого Лютер публично сжёг папскую буллу, в которой ему грозили отлучением от церкви. В своей речи он отказался отречься от своих сочинений и закончил так: «На том стою. Я не могу иначе. Да поможет мне Бог. Аминь».  Было принято решение об осуждении  Лютера и предании его сочинений огню.

 

Лютер пытался исправить пороки, присущие католической церкви. Однако это имело значительно более глубокие последствия. Произошёл раскол церкви, затем тридцатилетняя религиозная война, опустошение городов и, наконец, воспитание людей, по сути, другой ментальности, ощутимой до сих пор. Тем не менее, Мартина Лютера почитают в Вормсе, впрочем, как и во всей Германии. Как сказал Гете: «Немецкий народ стал нацией только благодаря Лютеру». По данным недавнего опроса Лютер занимает в Германии второе по популярности место (первое принадлежит Аденауэру).  В Вормсе по проекту Эрнста Ричела сооружен самый большой памятник Лютеру. Его площадь составляет 100 кв. м. Он был открыт в 1868 году. Лютера окружают одиннадцать скульптур. Здесь представлены предшественники Лютера - религиозные реформаторы: чех Ян Гусс, итальянец Дж. Савонарола, француз П. Вальдус, англичанин Дж. Уиклиф; светские правители: ландграф Хессена Филипп Великодушный, курфюрст Саксонии Фридрих Мудрый, помогавшие Лютеру в его сложной жизни и деятельности; друг Лютера ученый Ф. Меланхтон и ученый  И. Реухлин. Женские фигуры не несут персональных черт. Они – олицетворение городов, связанных с реформацией: Аусбург с пальмовой веткой, протестующий Шпайер, скорбящий Магдебург.

 

 

 

Памятник Мартину Лютеру в Вормсе.

 

В эпоху Реформации Вормс ещё оставался одним из важных и богатых городов, но в процессе Тридцатилетней войны, когда город заняли шведы, стал приходить в упадок. Нападение на Вормс в 1689 году войск Людовика XIV привело к  его полному разрушению. Этот воинственный король энергично пытался расширить территорию Франции и получить контроль над Рейном. Собор был опустошен  и разграблен. Позже французские солдаты устроили в нем конюшню. Через полтора столетия после этого в Вормсе побывал Виктор Гюго и увидел только груду развалин, в которых ютились около пяти тысяч жителей. Последующие войны, включая вторую мировую, оставили в городе считанные исторические постройки. Стенам кафедрального собора пришлось много повидать на своем веку.

 

 

Стена Вормсского Дома.

 

Тем не менее в Вормсе многое воссоздано.  Это, конечно, кафедральный собор св. Петра, разрушаемый, восстанавливаемый, перестраивавшийся в соответствии с новой модой. Он – главная доминанта города. Он  - один из трех кайзеровских соборов в Рейнланде – Вормс, Шпайер, Майнц. Его стены подобны старой книге, эпосу, где все – реальность. Шрамы, которые, как говорят, украшают настоящего мужчину, украшают и этот Дом. Он видел победы, поражения, ссоры, унижения, величие. Его трудно сфотографировать целиком из-за его  огромных размеров и окружения более поздними постройками.

 

 

 

Восточный хор  собора св. Петра.   

 

 

 

Средняя часть собора

 

 

                       

Западный хор собора св. Петра.

 

Романский архитектурный стиль Дома в процессе строительства и перестроек  дополняется  элементами готики  в виде башен, стрельчатых окон и витражей.

 

Интерьер собора украшает один из шедевров Балтазара Ноймана, мастера барочной архитектуры XVIII века. Этот роскошный  алтарь сохранился, несмотря на войны, реформацию, капризы вкусов и моды.

 

 

Алтарь Дома, выполненный Б. Нойманом.

 

 

 

Элементы приалтарного пространства

 

 

Эти витражи украшают западный хор собора.

 

Ещё одна историческая особенность Вормса. Это  существовавшая, начиная со средних веков, еврейская община. Считается, что евреи пришли в Европу вместе с римлянами. Еврейские общины трех имперских городов – Шпайера, Вормса и Майнца, тесно между собой связанные, составляли «Иерусалим на Рейне». Здесь опять Рейн – связующая нить людей, их деятельности, культур. В Вормсе находились высшая школа талмуда и законодательная конференция раввинов. Они признаются мировым культурным наследием. Особой известностью и признанием пользуется имя раввина Соломона Раши (1040-1105). Это крупный ученый и комментатор талмуда.  Как пишет современный историк Херберт Штраус,  «Раши научит нас понимать евреев и библию». Его часто цитировал Лютер и другие христианские богословы.  В Вормсе существовал еврейский квартал с несколькими синагогами. Разумеется, в нацистские времена он был разрушен, а почти все его жители погибли в лагерях уничтожения. Сейчас по старым чертежам многое восстановлено. Еврейское население  частично восполнено за счет переселенцев из бывшего Советского Союза. 

 

В доме раввина Раши  находится сейчас еврейский музей. В нем можно видеть исторические и религиозные реликвии, в том числе иллюстрированную  книгу для богослужения XIII века. Приводятся выдержки из «Диплома» 1074 года кайзера Генриха IV    о наделении евреев наряду с другими жителями Вормса правами беспошлинной торговли. Это был политический шаг, стимулирующий другие города империи оказывать правителю аналогическую хозяйственную и финансовую помощь.   В спокойные исторические периоды жизнь евреев в Вормсе была вполне благополучной. Однако евреи оказывались подходящими «козлами отпущения» при возникновении несчастий. Так, эпидемия чумы была объяснена тем, что евреи отравили колодцы. Еще одна мрачная легенда.

 

 

Ворота Раши. Городские ворота, ведущие в еврейский квартал.

 

 

 

Синагога

 

 

 

Современный памятник раввину Раши (укороченное имя Rabbi Schlomo Jizchak)

 

 

 

 

Колодец для ритуальных омовений – миква при женской синагоге.

 

 

 

Молельное помещение синагоги.

 

 

 

Один из экспонатов еврейского музея. Семья за обедом.

 

В музее почетное место отведено  Мартину Буберу (1878-1965) – немецко - еврейскому экзистенциальному философу, теоретику сионизма.  В 1933 он эмигрировал из Германии. Обосновался в Палестине, где был профессором социологии Иерусалимского университета, а в 1960-1962 годах  первым президентом Академии наук Израиля. Основная идея Бубера это диалог. Она изложена в книге «Я и Ты». Философия Бубера способствовала созданию в 1953 году германского общества христианско-еврейской совместной работы. В 1968 году учреждена медаль Бубера – Розенцвейга, двух философов, призывающих к толерантности. Существует также  памятная медаль (плакетка) имени Бубера, которая вручается людям, умеющим видеть и слышать других, действовать в соответствии с их проблемами и заботами. Медаль  вручается обществом Euriade голландского города Керкраде, расположенного на границе Нидерландов, Германии и Бельгии. Первым  лауреатом этой премии стал в 2002 году бывший канцлер Германии Гельмут Шмидт (Helmut Schmidt). Представители России также удостоены этой награды. Ими стали в 2008 году первый и последний президент СССР Михаил Горбачев и в 2012 году российский оппозиционер и гроссмейстер, 13-ый чемпион мира по шахматам, Гарри Каспаров. 

 

 

 

Скульптурный портрет Мартина Бубера в еврейском музее Вормса.

 

Еще одна достопримечательность еврейской жизни – старинное кладбище «Святой песок». Считается, что песок сюда привозили путешественники из Иерусалима. Первые захоронения на нем датируются 1076 годом. На надгробные камни особо почитаемых раввинов  по старой еврейской традиции до сих пор возлагаются мелкие камушки. С начала ХХ века захоронения на кладбище не производятся. Старинные памятники изучаются, как летопись еврейской жизни в Вормсе. 

 

 

Таким представился Вормс, город с историей, исчисляемой двумя тысячами лет. Историей, пронизанной мифами, легендами, человеческими страстями  и знаменательными событиями. 

 

 

Все эти события происходили здесь, на берегах Рейна, великой реки, которая несет свои воды через всю Европу, через тысячелетия. 

 

Комментарии ( 0 )
Авторизуйтесь , чтобы добавить комментарий и участвовать в обсуждении.
максимальная длина сообщения 1000 знаков
Напиши оригинальный комментарий и получи приз!
Facebook Twitter Вконтакте Mail.ru LiveJournal Yandex
Что изображено на фото?

Где находится и чему посвящена композиция?

Выиграйте 50 баллов от
Культ-Турист.ру
Вы должны авторизироваться чтобы ответить на вопрос!




Опрос пользователей

В нашем приложении "Путеводители Культ-Турист" уже 26 стран, а каких стран лично вам не хватает?

Польша

Швеция

Украина

Хорватия

Словакия

Норвегия

Дания

Литва

Турция

Другой страны

Результаты
  © 2017 Туристический портал
Разработка блога - МираВеб
RSS