Cult-turist.ru
На главную Карта сайта Обратная связь
Cult-turist.ru
Достопримечательности Испании, Мадрида, Барселоны,Толедо, Кордова, Гранада, Альгамбра, Музей Прадо

Поиск отелей

Дата заезда

calendar

Дата отъезда

calendar
Нидерландский Харлем
Рейтинг участника: 
Опубликовано 13 мая 2013, 11:22
Просмотров - 1189
Оценка: 5.0 (5 голосов)
Ваша оценка: 

Название этого города, как и многих других городов и провинций Нидерландов, во времена освоения голландцами  американского  континента дало миру несколько  топонимических реплик: Харлем (Гарлем) — район в нью-йоркском Манхэттене, город в Джорджии, город в Монтане, город во Флориде, пролив в Нью-Йорке, соединяющий Ист-Ривер с Гудзоном.

 

Посещение наших друзей  в декабре 2006 года позволило нам впервые съездить в нидерландский Харлем. Переночевав в Делфте в уютной мансарде напротив старинной мельницы, едем в Харлем. По железной дороге это совсем недалеко.

 

Процедура поездки по железной дороге теперь не вызывает ни волнений, ни удивления. Привычно налаженный механизм. Каждые десять-пятнадцать минут мелькают поезда, обгоняющие твой, или твой обгоняет чей-то неспешный поезд. В нужный момент пересадка, на которую дается пара минут. И вот уже в новом поезде с немного подкорректированным азимутом  двигаешься  к не столь уж отдаленной цели. 

 

Красивый вокзал в югендстиле, построенный в 1908 году,  хорош и снаружи, и внутри. Его проектировал архитектор Д.А.Н. Маргадант, автор проектов многих вокзальных зданий в Нидерландах, в том числе и в Гааге.  На несколько лет  раньше в Петербурге на месте существовавшего станционного строения было построено изысканное и даже роскошное  здание Витебского вокзала в стиле модерн с большим количеством изогнутых металлических конструкций, красивыми окнами из цветного стекла, цветовыми орнаментами. Вокзал в Харлеме по сравнению с петербургским скромен и функционален, как это водится в Нидерландах. Так что такие строения  были знамением  и  модой того времени. Модерн, а он использует возможности железобетона и ажурных металлических конструкций, завоевал строительный мир и определил основополагающую роль для инженерных расчётов двух технических дисциплин: теоретической механики (теормех) и сопротивления материалов (сопромат). Для многих студентов эти дисциплины стали таким «камнем преткновения», что возникла поговорка: «Сдал теормех – можно влюбиться, сдал сопромат – можно жениться».

 

 

 

Здание вокзала в Харлеме.

 

 

 

Перрон вокзала, рассчитанный по всем правилам теормеха и сопромата.

 

 

 

В декоре зала ожидания представлены два панно: сельскохозяйственная Голландия и индустриальная Голландия. В то время, когда вокзал строился, ожидание поездов было нормальным времяпрепровождением. В таких залах ожидания устраивались выставки и даже концерты.

 

Вокзал вокзалом, а любимым видом транспорта нидерландцев остаются велосипеды. Они в городе стоят везде. Но особенно их количество впечатляет около вокзала.

 

  

 

Двухэтажная велосипедная стоянка около ж/д вокзала.

 

Харлем, как и  большинство окрестных городов, имеет более чем тысячелетнюю историю. Историю, насыщенную борьбой с наводнениями и пожарами, участием в войнах и открытиях новых земель. Название города переводится как «селение на поросшей деревьями насыпи». 

 

 

 

Так, в местном музее археологии представлено развитие Харлема в еще доисторический период, начиная с 3600 года до н.э. до 500 года после н.э.: насыпь постепенно обживалась людьми и становилась городом.

 

Что  было  характерно для жителей города во все времена:  сосуществование с водой, осушение территории, локализация воды в каналах и русле реки Спарне, использование водных объектов для сообщения с другими городами и морем и для защиты от врагов. 

 

 

 

Так теперь выглядит это сосуществование из космоса (Google  «Планета Земля»).

 

 

 

 

 

А спустившись на землю, можно увидеть мосты из разных времен, набережные, суда малого и среднего калибра, всю атрибутику жизни около воды, вместе с водой.

 

В средние века Харлем был резиденцией Голландских графов. От нападения соседей город постепенно защитил себя стенами высотой до 15 метров, въездными воротами, водными рубежами. Память об этом теперь сохранена в виде Амстердамских ворот XIII  века, а защитные стены давно снесены.

 

 

 

Амстердамские ворота из окна автобуса.

 

Рыцари Харлема под предводительством графа Вильгельма I (Голландского) в начале XIII  века принимали участие в пятом крестовом походе.  Они дошли до Иерусалима. Их заслуги в освобождении Святой земли запечатлены на гербе города – это графский меч и крест. Память о крестовом походе до сих пор культивируется в городе - две улицы носят название Большая и Малая Святая земля. Святая земля действительно была привезена в Голландию как символ. На ней было построено богоугодное заведение – приют для стариков.

 

 

 

Улица Большая Святая земля (Groot Heiligland).

 

Сложная и драматическая история Харлема в средние века отмечена пожарами, эпидемиями чумы, войнами. Тем не менее этот город  когда-то превосходил по величине и  Амстердам, и Гаагу. Сопротивление испанскому присутствию в Нидерландах выразилось в восьмидесятилетней войне. В 1572-73 годах Харлем был осажден войсками Дона Фридерике, сына герцога Альбы, испанского наместника в Нидерландах. После семимесячной осады город сдался. В анналах написано, что защитники сдали город, уступив голоду, а не вражескому натиску. В отместку за долгое сопротивление испанцы казнили 4000 защитников города. 

 

Освободившись от инородного испанского влияния, в XVI-XVII веках Харлем вступил в  свой золотой век. Город дал стране и миру архитектурно-художественную школу. Десятки художников здесь родились, получили образование, стали членами гильдии св. Луки. Среди них Карел ван Мандер, художник и писатель, один из организаторов учебного заведения - академии искусств.  Ван Мандер - автор «Книги о художниках», его современниках и предшественниках. Эта книга подобна труду его итальянского коллеги Джорджо Вазари «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Как пишет К. Ван Мандер, «подобно тому, как у греков был знаменит своей живописью Сикион и позднее у итальянцев Флоренция и Рим, так и в Голландии с самых древних времен славился старинный и великолепный город Харлем». В Харлеме родились и приобрели мировую известность Ян Стен, Франс Хальс, Якоб ван Рейсдал. Уже в ХХ веке здесь учился знаменитый художник-график Мауриц Корнелис Эшер.

 

В список архитекторов мирового уровня вошло имя Ливена де Кея (1560-1627). Он родился в Генте, но большую часть жизни провел в Харлеме. Здесь находятся построенные им здания гильдии мясников, палаты мер и весов, ратуши и богадельни, строения из красного кирпича в сочетании с белым камнем и символическими барельефами. Этот архитектурный стиль носит название голландского ренессанса.

 

Сейчас Харлем имеет типично голландский вид с кирпичными мостовыми, кирпичными домами, многочисленными каналами, старыми и новыми мостами. Купеческие дома со своеобразными оконными ставнями имеют традиционные красивые «шеи», которые использовались первоначально для  разгрузки товаров с помощью лебёдок, а позднее стали архитектурным элементом. 

 

 

 

 

 

Типичный облик голландских домов.

 

Наш зимний визит пришелся на второй Адвент (предрождественское воскресенье). Зашли в несколько соборов, где проводилась служба. Они по - протестантски скромны в оформлении. Религиозные войны, расколовшие Нидерланды, привели сейчас к веротерпимости. Здесь есть и католические соборы, и протестантские. Валлонская церковь, построенная в XV  веке, в соответствии с Нантским эдиктом была передана протестантским гугенотам.

 

 

 

Валлонская церковь. 

 

К сожалению,  главный собор св. Баво – Гроте Керк  почему-то именно в этот день оказался закрытым. Собор начали строить в XIV  веке и закончили только в шестнадцатом. Святой Баво (589-634) является покровителем Харлема, а также Гента и всей Бельгии. По преданию Баво происходил из семьи королевской династии Меровингов. В молодости  он отличался необузданным нравом, продавал своих слуг в рабство, вел распутную жизнь. После смерти жены он посвятил себя добродетели и обратился в христианство под своим детским именем – Баво – «крошка, малыш». Он проповедовал во Франции и Фландрии. Однажды он встретил человека, которого продал когда-то в рабство. В знак покаяния Баво велел ему заковать себя в кандалы и отвести в тюрьму. Позже он раздал свое имущество бедным, стал монахом, жил в дупле дерева, а потом в келье основанного им аббатства в Генте.  Святому Баво посвящены кафедральные соборы в Генте и Харлеме, а также еще одна католическая церковь в Харлеме, построенная совсем недавно. Св. Баво часто изображался в живописи. Знаменитая картина П.П.Рубенса «Вхождение св. Баво в монастырь» находится в соборе Гента. Картину харлемского мастера Гертгена тот Синт Янса  «Св. Баво с мечом и соколом» можно видеть в Санкт-Петербурге, в Эрмитаже.

 

Собор св. Баво - самая большая кирха в Нидерландах. Ее размеры могли быть реализованы благодаря особым сводам из дерева кедра.   Кроме своих размеров, эта главная церковь города интересна типичным для Голландии «приклеиванием» к ней пристроек как церковного, так и торгового назначения. Эти «наросты» не нарушают архитектурного ансамбля, а придают соборному комплексу уютный домашний облик. 

Высотной доминантой собора и города является восьмидесятиметровая колокольня Думьятт, названная так в честь египетского порта Дамиетт (Думьятт), взятого во время пятого крестового похода войском графа Голландского Вильгельмом I. Память о Святой земле, покоренной голландцами, поддерживается в городе до сих пор.  Мелодичный звон колоколов Думьятта ежечасно раздается в центре города.   

В Гроте Керк находится знаменитый орган XVII  века с пятью тысячами труб, на котором играли Моцарт, Гендель и сравнительно недавно доктор Швейцер. В соборе находится прах св. Баво, в нем похоронены художник Ф. Хальс и другие почетные граждане города.

 

Любопытный факт из недавней истории. В Харлеме прошла юность А. Фоккера, будущего авиаконструктора. После полета братьев Райт он увлекся конструированием самолета и в день рождения королевы Вильгельмины 31 августа 1911 года облетел на своем самолете собор св. Баво.

 

 

 

Собор св. Баво. Сфотографировать собор целиком не представляется возможным из-за его огромных размеров и близкого расположения окрестных домов.

 

 

 

Колокольня Думьятт собора св.  Баво.

 

Вблизи Гроте Керк, как и положено, находится Гроте Маркт - главная торговая площадь. 

 

 

 

Гроте Маркт в праздничный день на фоне ратуши (арх. Ливен де Кей)

 

 

 

Здание гильдии мясников (арх. Ливен де Кей)

 

Площадь окружают колоритные дома гильдий с их символами. Здесь же находится Ратуша (Статхаус), перестроенная из сгоревшей резиденции графов Голландских. Любопытен памятник Лоренсу Янзону Костеру - изобретателю книгопечатания. Первопечатники имеются и почитаются в нескольких странах. Это русский Иван Федоров, немецкий Иоханнес Гуттенберг. Вот бы где пригодилась патентная служба! Л.Я. Костер (1394-1406) родился в Харлеме. Считается, что он первый стал использовать передвижные буквы сначала из дерева, потом из металла в период  с 1425 до 1440 года, то есть раньше И. Гуттенберга.  Его помощник И. Фауст похитил шрифт и бежал сначала в Амстердам, потом в Кельн и Майнц. По свидетельству современника, существовала книга, изданная Костером. Вопрос первенства так и остался открытым.

 

 

 

Памятник голландскому первопечатнику Лоренсу Янзону Костеру.

 

Приятно просто побродить по городу. Многочисленные улицы-дворы, узкие, кирпичные. Город очень стеснен. Проезжая часть не рассчитана на автомобили, а только на пешеходов и велосипедистов. Совсем нет немецких палисадников перед фасадами. Вместо них грядочка сантиметров тридцать в ширину, а на ней любимый цветочек. Цвет мостовых все равно зеленый: кирпич и стыки между ними прорастают мхом. Деревья встречаются только на широких, видимо, относительно современных улицах. 

 

В Харлеме существует своеобразное наследие средних веков, которое можно увидеть во многих городах Бельгии и Голландии – Бегинхоф (Бегинаж). Это жилища праведных женщин, в основном вдов, удалившихся от суеты жизни для богоугодного труда и добрых дел. В отличие от монашек, бегинки были вполне светскими дамами. Бегинхофу принадлежала раньше Валлонская церковь.

 

 

 

Типичная улица Харлема.

 

Мы, как и планировали,  посетили музей великого нидерландского художника Франса Хальса. Хальс  жил в благополучную для города эпоху расцвета искусства, экономики, цветоводства. Музей расположен в помещении богадельни на уже знакомой нам улице Большая Святая земля (Groot Heilig Land). В старинных помещениях, созданных Л. де Кеем, коридорах и залах, помещены работы предшественников Хальса, его современников и самого художника. Среди них картины Мемлинга, Рейсдаля и других художников города. Показана мебель и предметы быта, принадлежавшие приюту или просто собранные для характеристики эпохи. Тем не менее, все на высоком художественном уровне. Скромность, достоинство, сдержанность - вот суть картин независимо от их конкретного содержания. Характерны внутренние дворики, уютные, с орнаментом из кустов и дорожек между ними. Хальс представлен в музее в основном групповыми портретами. Среди персонажей - руководство приюта – пожилые благонравные дамы и аналогичные достопочтенные господа – регенты богадельни. Видимо, групповой портрет был очень популярен в то дофотографическое время. Он существует и у Рембрандта.  Групповой портрет  часто создавался по «производственному» признаку. Судя по портретам обитателей приюта, социальная сфера в Голландии в средние века была на завидном уровне. Доход художнику приносили также групповые портреты офицеров (стрелков), изображённые во время банкетов, некоторые в парадной форме, явно позирующие. Каждый персонаж  индивидуален, некоторые идентифицированы.  Восхищает уважение к каждому лицу: ничего небрежного, мимолетного, все навечно. Это отличается от того Хальса, которого мне приходилось видеть в Эрмитаже и других музеях. Сам Хальс был так беден, что получал вспомоществование от города. Но он не входил в число опекаемых в богадельне, а портреты регентов были его благодарностью за эту помощь. 

 

Еще один музей, достойный внимания, - это частный музей Тейлора. Он основан в середине XVIII  века банкиром  Piter Teyler van der Hulst. Банкир завещал свое состояние на поддержку религии, искусства и науки. Он построил здание с овальным кабинетом и разместил там свои коллекции. Интересы у него были весьма широкие: здесь и рисунки старых мастеров (ван Дейк, Рембрандт, Микеланджело), минералы и палеонтологические отпечатки, монеты, и только что изобретенные физические приборы. Наследники, распорядители состояния, систематически пополняли коллекции и пристраивали новые залы. Это хорошо видно по их стилю и расположению. Несмотря на некоторую эклектичность собрания, занятие очень достойное для нескольких поколений. В результате получилась хорошая экспозиция голландской живописи всех существующих жанров. Тут и море, и цветы, и пейзаж, и натюрморты. Имена мастеров мне не всегда известны, очевидно, все они прекрасные профессионалы с манерой живописи, типичной для голландских мастеров. В собрании музея в момент нашего посещения была представлена тематическая выставка, посвященная цирку, на которой были  представлены работы более известных мне художников – Шагал, Пикассо, Тулуз-Лотрек. Много также очень выразительных плакатов и слайдов на эту тему.

 

Во второй раз мы поехали в Харлем в конце апреля 2013 года посмотреть знаменитую весеннюю выставку-парад  цветочных инсталляций. Она проводится уже пятидесятый раз. Харлем – столица провинции Северная Голландия, поэтому этот ежегодный праздник цветов проводится именно здесь. Природные условия здесь особенно благоприятны для выращивания гиацинтов. Они и нарциссы – самые первые знаки наступления весны. Гиацинты выращиваются миллионами. Ботаники насчитывают около трехсот сортов разного цвета, размера, аромата. Выращивание цветов в Голландии – страсть, профессия, искусство, бизнес. Как я себе представляю, такая выставка цветов является частью технологии воспроизводства цветов. В нужный момент цветы должны быть срезаны, а луковица должна остаться в земле для создания новых луковиц урожая будущего года и на продажу. Производители цветов составляют инсталляции (пространственные композиции из различных элементов, представляющих художественное целое). Инсталляции размещены на передвижных платформах. В их основе используется жесткий каркас, в который втыкаются цветы. Выставка каждого года имеет в своей основе какую-то идею. В этом году это – «Приятного аппетита!». В рамках этого девиза каждый творит по своему усмотрению. Разнообразие расцветок гиацинтов позволяет очень многое. Ослепительно желтые нарциссы в сочетании с оранжерейными  лилиями, герберами создают палитру чистейших красок и оттенков.  

 

Это всё цветы:

 

 

 

 

 

 

 

 

Помни, что каждый поросенок превращается в свинью.

 

 

 

 

«Что-то я тебя, Корова, толком не пойму: Ты не только съела цветы.  В цветах мои ты съела   мечты…» 

 

 

Этот омар разместился на двух платформах. Сколько тысяч гиацинтов пошло на его изготовление? А название отнесло меня к Омару Хаяму: 

Жизнь пронесётся, как одно мгновенье,

Её цени, в ней черпай наслажденье.

Как проведёшь её, так и пройдёт.

Не забывай: она твоё творенье.

 

 

 

Реклама картин Франса Хальса выходит за рамки «Приятного аппетита!», но что не сделаешь для знаменитого соотечественника?

 

 

 

Вот как почитают здесь свою дальнюю родню.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Брызги шампанского из цветочных бокалов.

 

 

 

 

Фруктовый десерт.

 

 

 

 

 

 

 

Нарциссы и гиацинты в палитре детских рисунков. 

 

В этом многоцветии и разнообразии инсталляций, мне кажется, утрачивается очарование отдельного цветка. Цветка как знака высшей красоты и совершенства.  В изобилии происходит девальвация. Я понимаю любителей, которые в знаменитом Койкенхофе ложатся на газон, чтобы сфотографировать один Цветок. Такой «портрет» - запечатленное совершенство, созданное природой и селекционерами.  

 

 

 

А этот скромный букет у входа в дом отстаивает своё  природное достоинство.

 

 

 

Так выглядит в этот день старинная Гроте Маркт с гильдийскими домами. Что же  еще можно увидеть в день праздника на улицах Харлема?

 

 

        

Музыка звучит везде. Оркестры, солисты - все профессионально... «Веселится и ликует весь народ».

 

 

Что за праздник без кукольного театра, любимого зрелища малышей? 

 

Заведения общепита на каждом шагу. В Нидерландах роскошное барокко или рококо, пышность и претенциозность интерьеров можно встретить нечасто. Нидерландцы тяготеют ко всему нарочито скромному, рациональному, неизбыточному. Интерьер, украшенный старыми корытами, оцинкованными ведрами, тазами, мясорубками из прошлых времен, представлен  в местных кафе и ресторанах в самых разных сочетаниях. 

 

 

 

 

 

Поесть можно, греясь на солнышке. Если не поесть, то выпить бокальчик пива.

 

 

Эта селедка, божественной нежности рыбка, является гордостью Нидерландов. Ее аромат смешивается с ароматом цветов и искушает не проходить мимо.

 

 

 

Именно так, взяв пальцами за хвост, селедку отправляют в рот.

 

Туалеты – необходимая принадлежность праздничного города. Здесь они особенные. Невольно вспоминается прелестный французский фильм пятидесятых годов «Скандал в Клошмерле», посвященный открытию в провинциальном городе общественного туалета. Тогда для советских людей эта тема была сенсацией. Оказывается,  для митинга на площади, кроме строительства коммунизма,  могут  быть  более приземлённые поводы.  

В отличие от Клошмерля середины прошлого века, здесь никто не страдает излишней застенчивостью, особенно мужчины.

 

 

 

Туалеты Харлема – мужской, вполне откровенный, и кабинки Unisex для застенчивых.

 

Вот такие два дня в Харлеме. А собор св. Баво так и не удалось осмотреть внутри. Надо бы еще раз съездить в этот интересный город. 

 

Комментарии ( 0 )
Авторизуйтесь , чтобы добавить комментарий и участвовать в обсуждении.
максимальная длина сообщения 1000 знаков
Напиши оригинальный комментарий и получи приз!
Facebook Twitter Вконтакте Mail.ru LiveJournal Yandex
Что изображено на фото?

Где находится и чему посвящена композиция?

Выиграйте 50 баллов от
Культ-Турист.ру
Вы должны авторизироваться чтобы ответить на вопрос!




Опрос пользователей

В нашем приложении "Путеводители Культ-Турист" уже 26 стран, а каких стран лично вам не хватает?

Польша

Швеция

Украина

Хорватия

Словакия

Норвегия

Дания

Литва

Турция

Другой страны

Результаты
  © 2017 Туристический портал
Разработка блога - МираВеб
RSS