Cult-turist.ru
На главную Карта сайта Обратная связь
Cult-turist.ru
Достопримечательности Испании, Мадрида, Барселоны,Толедо, Кордова, Гранада, Альгамбра, Музей Прадо

Поиск отелей

Дата заезда

calendar

Дата отъезда

calendar
Комментарии пользователей
Феррара: Велосипедная столица герцогства д’Эсте (Часть II)
Рейтинг участника: 
Опубликовано 10 октября 2013, 16:22
Просмотров - 1076
Оценка: 4.9 (10 голосов)
Ваша оценка: 

Поселение, появившееся между VII и VIII веками на левом берегу реки По, в то время никто бы не рискнул назвать городом – это было всего лишь фортификационное сооружение Каструм в плане напоминающее подкову. Место оказалось очень удобным, и вскоре суда стали стекаться люди, в поисках защиты от лангобардов. Теперешняя Феррара мало напоминает тот город, который привыкли видеть ее жители в средние века. Чтобы представить, как выглядел этот населенный пункт много веков назад экскурсию лучше начать с самой старой части города.

 

Западный фасад собора Святого Георгия


Творение мастера Николауса

Великолепным памятником эпохи Средневековья остается роскошный собор, посвященный покровителю Феррары Святому Георгию (San Giorgio). Это второй собор, названный именем змееборца. Прежде подобной значимостью была наделена более древняя церковь Сан-Джорджо, которая все еще существует на юго-восточной окраине города. То, что в начале XII века городскими властями было принято решение построить более масштабное сооружение, в значительной мере послужило расширению Феррары и перемещению средневекового ядра города в северном направлении.
Строительство нового собора затеял Епископ Ландольфо, объявив среди городской знати своеобразный конкурс на право внести денежную лепту в возведение грандиозного памятника. Чести стать генеральным спонсором был удостоен Гульельмо I дельи Аделарди. За проявленную сознательность и щедрость его увековечили в камне – уже несколько столетий конная фигура мецената украшает главный западный фасад сооружения.

 

Южный фасад собора - "Ворота Пилигримов"

 

Составить проект и осуществить строительство было поручено мастеру Николаусу. Даже после смерти маэстро многие виды работ выполнялись его учениками или согласно рисункам и чертежам, оставленным зодчим. Первый камень в основание Собора был заложен в 1135 году, годом окончания можно считать 1598 год, когда прекратили работы по возведению колокольни, бросив незаконченным объект, начатый Леоном Баттиста Альберти. Правда, в XVIII веке был объявлен конкурс на проект завершения колокольни, но все предложения так и остались на бумаге или в макетах из дерева.
При жизни Николауса была построена только часть собора, доходящая до первого уровня галерей, лишь центральный неф возвышался над остальными. Столетиями объект достраивали и перестраивали, соответственно веяниям времени. Романское тело Собора облачили в готические кружева, сквозь которые до сих пор проглядывают элементы более раннего архитектурного стиля. Лишь в XVIII-XIX веках западный фасад получил то изысканное убранство, которое радует газ и сегодня, но, отдавая дань уважения таланту Николауса, за новым порталом сохранили первый романский вход, построенный еще в XIII веке самим маэстро.

 

База одной из колонн собора Святого Георгия

 

Занятно, что изначально главным считался не западный вход, а южный, ориентированный на торговую площадь. Его называли "воротами Пилигримов" (porta dei Pellegrini), так как здесь заканчивалась улица Сан-Романо (via San Romano), берущая начало от порта на реке По. Таким образом, странники, прибывшие в Феррару по воде, кратчайшим путем могли добраться до городской святыни.
Другое название южного портала говорит само за себя – "ворота Месяце" (Porta dei Mesi). Романские ваятели украсили вход изображениями, символизирующими двенадцать месяцев в латинском варианте. Каждый месяц представлен фигурой человека, занятого определенным делом соответственно календарю. Январь – двуликий Янус – символ Старого и Нового годов; вооруженный всадник, вероятно, - май – месяц, когда обычно отправлялись в военные походы; человек, занятый сбором винограда – сентябрь и так далее. Далеко не все символы удалось расшифровать, тем более что фрагменты южного портала сильно пострадали, но историки и искусствоведы продолжают ломать головы над этим увлекательным каменным ребусом.

 

Замок герцогов д'Эсте и монумент Джироламо Савонароле


Цитадель Эстенсе
Главный фасад Собора выходит на виа Маэстоза (Шикарная улица) (via Maestosa), которая соединяет его с огромным замком д’Эсте. Раньше в этом месте проходили оборонительные стены старого город, но после того как в 1492 году начали строительство района Эрколе, прежние укрепления были разрушены. На их месте проложили эту улицу, ставшую смой шикарной и элегантной улицей Феррары.
Замок д’Эсте (Castelli Estense) в Ферраре – памятник, в архитектуре которого наиболее полно отразилась вся история города. Под его сводами прошла жизнь не одного поколения семьи, правившей Феррарой на протяжении столетий.
Замок начал строиться в 1385 году для защиты клана д’Эсте от собственного народа. Такая необходимость возникла после сильного восстания, вызванного недовольством чрезмерными налогами, во время которого чернь убила старшего советника семьи Томазо да Тортона. Синьор Николо II поручил строительство замка дворцовому архитектору Бартолино да Новара, известному специалисту по сооружению подобных укреплений. 29 сентября 1385 года, в день закладки крепости, ему дали имя "Замок Святого Михаила" (Castello di San Michele).

 

Замок герцогов д'Эсте. Вид на "Апельсиновую лоджию"

Первоначальный план включил уже существующую башню "Башню львов" (Torre dei Leoni), бывшую частью оборонительной системы на севере города. Такое название она получила еще в 1248 году, благодаря Аццо VII д’Эсте Новелло, который одержал победу над самим императором Фридрихом II. В качестве трофея победитель привел с собой в город двух живых львов, а на башне приказал поместить их символические изображения, дабы современники и потомки никогда не забывали о значимости его заслуг перед отечеством. Там же высечен девиз династий д’Эсте "Sempre avanti!" (Всегда вперед!).
Три другие бастиона были построены так, что образовывали вместе с Львиной башней прямоугольник, объединенный двухъярусными стенами. Первоначально в замке базировался военный гарнизон, но со второй половины XV века его начали использовать как дополнение к основной графской резиденции. Фамильный дворец д’Эсте находился практически напротив и был соединен с замком крытым переходом.

 

Фрагмент замка д'Эсте

 

При Эрколе II (1534-1559 годы) Кастелло был отдан под дворец правосудия. В одной из башен располагались тюремные камеры, которые приобрели печальную известность благодаря страшным событиям, связанным с Уго д’Эсте (сыном Николо III) и Паризиной Малатеста (женой того же Николо III), уличенными в прелюбодеянии. Здесь содержались под стражей Гуидо и Ферранте д’Эсте, обвиненные в заговоре против Альфонсо I.

 

Монумент Джароламо Савонароле, установленный рядом с замком д'Эсте

 

В XVI веке было завершено архитектурное формирование замка. Последние работы по завершению убранства были поручены Джироламо да Карпи. К этому времени уже не было необходимости использовать Кастелло в оборонительных целях, поэтому архитектор предпочел убрать каменные зубцы и заменить их балконами. Ему же принадлежит идея создания висячего апельсинового сада (Logia degli aranci), она представляет собой террасу, обнесенную кирпичной стеной с узкими прорезями. Говорят, что сквозь эти отверстия дамы из семьи д’Эсте могли тайно наблюдать за тем, что происходит на городских улицах. Чтобы немного скрасить их прогулки, зодчий приказал высадить апельсиновые деревья прямо в каменном полу.
После смерти последнего представителя династии замок стал резиденцией кардиналов, управляющих Феррарой от имени Папы. С 1859 года Кастелло Эстенсе принадлежит городским властям, здесь располагается префектура.

 

Парадный фасад палаццо Скифанойа


Прощай скука
"Прощай скука" или "Умри тоска" - примерно так переводится на русский язык название палаццо Schifanoia, но этот девиз можно было бы с успехом применить ко всем дворцам Феррары. Дело в том, что во времена правления семьи д’Эсте город был удивительно разноцветным. Дома местной знати строились из обоженного кирпича, но обязательно покрывались слоем штукатурки и затейливо расписывались. В сюжетах для средневековых графити недостатка не ощущалось, в ход шло все от геометрических орнаментов и арабесок, до фамильных гербов. Причем, если владелец дома, все же желал сохранить кирпичную кладку открытой для взоров, то ему все равно приходилось покрывать ее слоем полупрозрачной штукатурки, дабы сохранить обоженную глину от быстрого разрушения. Действительно, дешевле перекрасить здание, чем заниматься потом восстановлением целой стены.

 

Фрески "Салона Месяцев"

 

Палаццо Скифанойа один из типичных примеров дворцов феррарской знати. Его начали строить еще в 1385 году при маркизе Альберто V д’Эсте. Но решающую роль в судьбе парадной резиденции Эстенсе сыграл все тоже маркиз Борсо. Он развернул работы не только по достройке, но и по украшению дворца, привлекая самых известных архитекторов того времени Пьетро Бенвенути дельи Ордини и Бьяджо Россетти.
Синьор Борсо решил создать официальное место для общественных приемов, так называемый "Салон Месяцев" (Il Salone dei Mesi). Именно этот зал прославил палаццо Скифанойа далеко за пределами Феррары. Он интересен тем, что внутренние стены полностью покрыты фресками, посвященными 12 месяцам года. Причем, сюжетная линия читается как по вертикали, так и по горизонтали. Самая верхняя полоса представляет мифологический зодиакальный цикл, где изображены божества, согласно астрологическим трактатам той эпохи. На втором уровне можно распознать символы знаков Зодиака в окружении триад (малых созвездий). Далее следуют сцены из жизни самого Борсо д’Эсте, где изображены его деяния разных лет, но соответственно месяцам. Стены Салона общей площадью 540 квадратных метров были расписаны всего за один год (1469-1470 годы). Подобная поспешность легко объяснима, тем, что маркиз ожидал от Папы пожалования титула герцога феррарского в 1471 году – так и случилось.

 

Палаццо Скифанойа со стороны сада

 

Во времена французской оккупации стены дворца были порыты толстым слоем белил, и эти бесценные произведения искусства, казалось, исчезли навсегда, но в 1821 году фрески были случайно обнаружены. Уже не один десяток лет ведутся реставрационные работы по извлечению на свет этого уникального наследия, признанного самым значительным нерелигиозным фресковым циклом эпохи Ренессанса.

 

Палаццо дей Диаманти


Парадный перекресток
Архитектор Бьяджо Россетти прославил Феррару не только расправившись со скукой в палаццо Скифанойа. Именно его трудами город был увеличен практически в два раза, но случилось это уже при следующем правителе Феррары герцоге Эрколе I д’Эсте. Ими было задуман и осуществлен грандиозный проект – "Эдицционе Эрколе" (Добавление Эрколе) – значительная часть города, названная именем его создателя.

 

Фрагмент фасада палаццо дей Диаманти

 

Особо стоит остановиться на парадном перекрестке Куадрильо дельи Анджели, образованном виа дей-Приони (via dei Prioni) (Петрони – большие камин, которыми была выложена мостовая) и виа дельи-Анджели (via degli Angeli) (бывшая улица Эрколе д’Эсте). На площадь выходят четыре здания, причем каждое из них имеет по два парадных фасада, в равной мере ориентированных на две улицы. По замыслу архитектора дворцы, как бы постоянно ведут друг с другом тихий разговор, неслышный стороннему наблюдателю.
Феррара расположена в обширной речной долине, в значительном отдалении от горных цепей, этим объясняется тот факт, что все здания города выполнены из обожженного кирпича. Единственным светским сооружением, удостоенным одежды из мрамора стало палаццо дей Диаманти (Palazzo dei Diamanti). "Дворец Бриллиантов", расположенный на Куадрильо-дельи-Анджели (Quadriglio degli Angeli), является бесспорным украшением столицы герцогства д’Эсте.

 

Фасад палаццо дей Диаманти

 

Фасад здания украшен рустом из камней, напоминающих ограненные алмазы – символ герцога Эрколе I. По замыслу Бьяджо Россетти бриллиантовые грани выполнены таким образом, что с любой точки можно увидеть вершину каждой мраморной пирамиды. Самих феррарезе, этот эффект мало волнует, они предпочитают наблюдать за приезжими, приседающими и прижимающимися к самым стенам, в надежде все-таки уличить маэстро Россетти в обмане. Для москвичей будет интересно узнать, что по неподтвержденным феррарским данным ограненный фасад палаццо дей Диаманти стал прообразом знакомой нам с детства Грановитой палаты московского Кремля. По крайней мере, так утверждают в Ферраре.

 

Одна из улиц квартала "гетто"


Жизнь за железными воротами
В Ферраре есть много интересных мест, но один район, расположенный в непосредственной близости от собора, заслуживает особого внимания – это гетто. Его улицы сегодня мало чем отличаются от остальных, но было время, когда они наглухо закрывались железными воротами, отрезая обитателей квартала от остального мира.
Во все времена, в любом городе мира евреи селились по возможности ближе друг к другу, и только в средине XVI века папским указом было введено понятие "гетто". Первое изолированное иудейское поселение возникло в Венеции, так что само слово "гетто" имеет венецианское происхождение. Тамошние евреи, традиционно занимались металлургией, печи на которых они работали, назывались "джетто". Недолго думая, венецианцы аналогично окрестили и новую резервацию. Но на иврите звук "дж" произносится как "г", так получилось буквосочетание "гетто", слово ставшее общим названием для всех изолированных еврейских районов.
При д’Эсте иудеи свободно жили в городе, пользуясь всеми правами наравне с христианами. Более того, герцоги феррарские всячески пытались привлечь в свои владения представителей этой нации, прекрасно понимая, что там, где появляются евреи, появляются и деньги. С уходом Эстенсе с политической арены, положение национального меньшинства в Ферраре резко изменилось. Создать гетто означало лишить евреев практически всех гражданских прав, а зону их обитания изолировать от остального города, закрыв все входы и выходы железными воротами. Официально гетто в Ферраре было учреждено в 1624 году, но только через три года страшные ворота (всего их было пять) были окончательно захлопнуты.

 

Вид на собор Святого Георгия со стороны "гетто"

 

Границы гетто в бывшей столице д’Эсте проходили по улицам Маццини, Тольята и Витториа. Изгои не имели права покидать отведенную им территорию от заката до восхода Солнца, в выходные дни и во время католических праздников. Фасады еврейских домов, выходящих на улицы христианской части города представляли собой глухие стены, без окон. У молодых евреев была лишь одна возможность получить университетское образование. Их принимали только на медицинский факультет, так как считалось, что медицина – единственная из наук не связанная с религией. Гетто превратилось в медицинский район, в котором жили и работали лучшие врачи в регионе.
Во время религиозных церемоний на площади наглухо закрывали даже проемы галереи, дабы иудеи, слушавшие священные песнопения, не оскорбляли взоры праведных христиан своим присутствием. Им вообще было запрещено вступать в любые контакты с остальными жителями Феррары, и можно себе представить, как это сказалось на коммерции и финансовом положении города. Постепенно экс-столица герцогства стала приходить в упадок и вскоре превратилась в обычный провинциальный город.

 

Указатели по достопримечательностям Феррары

 

Последние годы правительство Феррары принимает активные меры, направленные на привлечение в город большего потока туристов. В городе д’Эсте проводится огромное количество выставок, ярмарок, фестивалей и пр. Именно Феррарцы выступили с инициативой "100 итальянских городов", основной задачей которой является познакомить как можно большее количество людей в мире с историей, культурой и традициями населенных пунктов на Апеннинском полуострове, незаслуженно забытых в лабиринте истории.

Комментарии ( 3 )
Авторизуйтесь , чтобы добавить комментарий и участвовать в обсуждении.

вот до Феррары я еще не добралась... надо-надо... очень красивый и своеобразный город.

26 октября 2013, 03:18

Это один из моих любимых городов а Эмилии-Романьи. Еще я очень люблю Равенну. Модену, Пьяченцу и обожаю Болонью! Хотя, в Италии нет несимпатичных городов 🏰

26 октября 2013, 12:08

В Ферраре проходит очень интереснон палио. Хотела написать, но у меня нет с него цифврвых фото. Интересно, можно ли поставить иллюстрации с разрешенной странице flickr?

26 октября 2013, 12:11
максимальная длина сообщения 1000 знаков
Напиши оригинальный комментарий и получи приз!
Facebook Twitter Вконтакте Mail.ru LiveJournal Yandex
Что изображено на фото?

Где находится и чему посвящена композиция?

Выиграйте 50 баллов от
Культ-Турист.ру
Вы должны авторизироваться чтобы ответить на вопрос!




Опрос пользователей

В нашем приложении "Путеводители Культ-Турист" уже 26 стран, а каких стран лично вам не хватает?

Польша

Швеция

Украина

Хорватия

Словакия

Норвегия

Дания

Литва

Турция

Другой страны

Результаты
  © 2017 Туристический портал
Разработка блога - МираВеб
RSS