Cult-turist.ru
На главную Карта сайта Обратная связь
Cult-turist.ru
Достопримечательности Испании, Мадрида, Барселоны,Толедо, Кордова, Гранада, Альгамбра, Музей Прадо

Поиск отелей

Дата заезда

calendar

Дата отъезда

calendar
Комментарии пользователей
Дельфы. Чем сивилла отличается от пифии. И причем здесь оракул.
Рейтинг участника: 
Опубликовано 23 октября 2012, 20:31
Просмотров - 3471
Оценка: 4.6 (8 голосов)
Ваша оценка: 

 

Попалась на глаза вот такая картинка.

 

 

Подпись Дельфийский оракул.

Написал картину Джон Вильям Годвард в 1899 году. Девушка очаровательная,  искал правда  не ее. Но благодаря ей родился сей «опус». В голову пришла странная мысль: девушка  явно женского рода, так почему она оракул. Оракул это мужской род.

Полез в Википедию.Читаю: За исключением дельфийской пифии, все древние оракулы были мужского пола.  А почему эта дама попала в исключения?. Стал вспоминать, ведь в Дельфах я был. Это город в Греции.

 


Храм Аполлона в Дельфах.

 

В Дельфах нам рассказывали про пифию, которая сидела на треножнике над расщелиной в скале, вдыхала наркотические пары, поднимающиеся из нее. И что-то изрекала. Как бы с Аполлоном она общалась. А несколько мужиков (жрецов) записывали ее мудрые изречения и толковали их уже на свой лад.   И все это происходило внутри храма.



Древнегреческая тарелка, изображающая пифию.

 

Кто такая пифия, примерно ясно, а зачем ее оракулом (вроде мужским именем) обозвали. Ведь весь комплекс в Дельфах тоже оракулом называют. Что это за слово универсальное?

Полез в интернет, справочники, путеводители. И что оказалось? Дельфийский оракул —это прорицалище, одновременно оракул это одно из средств, с помощью которых человек старался вступать в непосредственное общение с божеством. Оракулами также называли предсказателей, оракулами же именовали изреченные ими предсказания. Видимо необычность слова меня с толку сбила. Например, похожее по смыслу слово лектор (мужского рода), необязательно подразумевает под собой мужчину. Но этот лектор читает лекцию в лектории или аудитории. Процесс описывается целым набором слов, иногда и однокоренных. А если взять врача или библиотекаря? А в случае с дельфийским оракулом это  место, средство,  предсказатель и его предсказание. То есть весь процесс заключен в одном слове. Получается, что пифия вполне может называться оракулом. Но услышав слово оракул не сразу понимаешь  о чем речь (я, по крайней мере не понимаю), о предсказании или о комплексе святилища.

 

Но не все так просто, кроме рассказа о пифии нам еще камень показывали, где сивилла сидела.

 


Камень сивиллы.

Что делала пифия, примерно ясно, а сивилла то кем является. И зачем она там сидела.

Это одна и та же дама или разные.


 

 

 Дельфийская сивилла работы Микелянджело.

 

Опять занялся поиском. Получается, что в античной культуре сивиллы это пророчицы и прорицательницы, экстатически предрекавшие будущее, зачастую бедствия.

 

По одной из теорий, первоначально «Сивилла» — личное имя одной из пророчиц, впервые этот персонаж, по свидетельству , упоминается у Гераклита.

Затем оно было перенесено на прочих предсказательниц. Так наша пифия может именоваться сивиллой или нет? Вот тут полная путаница. Я могу Вам предложить любой вариант ответа и найду этому подтверждение у древних авторов, а еще больше у современных.

 

Есть источники, которые не различают сивиллу и пифию, валят их в одну кучу. Есть такие, которые предлагают не путать их, так как пифии вещали как бы  под действием наркотических испарений, а сивиллы без оных, сами по себе умными были.

Попадались тексты, что Сивилла это имя первой жрицы-прорицательницы в Дельфах, видимо доаполлоновской эпохи. Почему доаполоновской эпохи? Не думаю (это уже мои догадки), что Аполлон потерпел бы конкурентку своей пифии. Ведь первых пифий он готовил вроде бы сам, учил, как бы попроще с ним общаться. И сидели они по-разному, одна на треножнике, а вторая на большом булыжнике и за пределами храма.

 

А есть источники, утверждающие что имя Дельфийской сивиллы-Герофилла (дочь Зевса и Ламии) . Но с герофиллами все обстоит еще хуже. Имя это тоже становится нарицательным у некоторых авторов. Сивилла-нарицательное имя, герофила нарицательное. Все дальше, кто желает запутаться пусть ищет сам. Я умышленно не привожу цитат(в первом варианте текста они были ), так как  читать обилие очень длинных высказываний невозможно.

 

Вообщем все у древних греков очень запущено. Предлагаю Герофиллу далее не вспоминать (тем более, что по этой теме встречается еще множество других имен), иначе я свое повествование до конца не доведу никогда.

 

Всего сивилл было десять, девять греческих: Персидская, Ливийская, Дельфийская, Киммерийская, Эритрейская, Самейская, Кумская, Геллеспонтская, Фригийская и десятую Тибуртинскую добавили римляне. Оставим сивилл ненадолго в покое, посмотрим, что у нас происходит с пифиями.

Согласно греческой мифологии храм в Дельфах был основан самим Аполлоном на месте его победы над чудовищным змеем Пифоном. Дельфийский оракул, которым заведовала жрица (пифия), был одним из главных прорицалищ в эллинском мире. Вот вроде от Пифона и происходит имя Пифия. А название Дельф от дельфина, в которого превращался Аполлон, когда отправился за жрецами для своего храма. Что бы Вы не расслаблялись, есть вариант, что одно из имен змея (Пифона) было Дельфиниум или что-то в этом роде.  А Аполлон после победы над змеем стал именоваться Аполлоном Пифийским. Не хочется перенасыщать свое сообщение излишними подробностями, но  мне не нравится способ просто подгонять текст под свои умозаключения.

 

Давайте считать (на все100% я, конечно, не уверен), что пифия, это специальная жрица, первоначально подготовленная самим Аполлоном, для контактов с ним. Медиум своего рода. А сивилла это просто прорицательница, часто странствующая.

Дельфийский оракул —это прорицалище, то есть вроде место, средство, предсказатель и т. д., выше мы уже обсуждали.

Что же у нас получается? И сивиллы и пифии попадают под определение оракулов (мне так кажется) . Но барышни это разные. Почему обе попадают под определение. Иэвестны книги «Оракулы сивилл», чуть ли не 14 томов, то есть предсказания. А поскольку оракул, мы с Вами только что выяснили, это и предсказание и предсказатель, то дама написавшая оракул и сама может рассчитывать на это почетное звание(это опять мой частный вывод).

Правда это несколько противоречит найденному в википедии, относително того, что женского рода была только пифия. Ну будем считать, что мы сделали научное открытие.

Мне кажется что с пифиями и сивиллами мы разобрались (совсем не уверен, что читающий мой текст поверил моим умозаключениям), перейдем теперь к оракулу-месту.

 История храма началась с того, что однажды козы, бродившие между скалами Парнаса, приблизившись к некоему отверстию, откуда выходили испарения, вдруг пришли в необыкновенное судорожное движение. Сбежавшиеся люди тоже ощутили действие этих паров: в помешательстве своего ума они стали отрывисто произносить несвязные слова. Тотчас же эти слова приняли за предсказания (оракулы), а пар, выходивший из земного отверстия - за божественное вдохновение. На этом месте и построили знаменитый храм.

Святилище было основано в VIII веке до н.э. и просуществовал до 393 года н.э., когда император Феодосий I приказал уничтожить языческие храмы. На протяжении всего своего существования оно было самым авторитетным, и просить пророчества приходили люди со всей Греции, среди них был и великий Александр Македонский.

Правители греческих городов не предпринимали ни одного серьезного дела, не посоветовавшись с Дельфийским оракулом. Богатые пожертвования в святилище Аполлона делали не только греческие города, но и иностранные владыки.




Где-то здесь была расщелина внутри храма (в правой его трети) из-за которой весь сыр-бор и случился.

 

Первоначально предсказания в храме производились раз в год, этот день выпадал на один из дней февраля или марта (В День рождения Аполлона). С шестого века предсказания производились 7 числа каждого месяца, кроме зимних (в это время аполлон улетал в гиперборею, то есть к нам, кто не вкурсе). Пифий первоначально было три (две основных и одна про запас), и все они должны были быть девственницами. Но после того как одна из пифий утратила девственность прямо во время сеанса магии, стали набирать более зрелых дам.

 

 Чрезвычайно увлеченный исследователь жизни древних греков, Джозеф Фонтенроуз, изучив множество известных предсказаний Дельфийского оракула, привел такую их классификацию по категориям (в процентах):

     Приказания 32
     Утверждения 41
     Запрещения 22
     Не предсказанные будущие события 3
     Ясные предсказания 2

      Как видно, отчетливые предсказания составляют всего 2% от всех оракулов. В этом и заключен секрет Дельфийского прорицалища - редкостью четких ответов и невозможностью оспаривать двусмысленные утверждения. На мой взгляд, высокое искусство. Есть такой старый анекдот. Блондинку спросили: какова вероятность встретить на прогулке динозавра. Ответ-50%. Почему?  Либо встречу, либо нет. Так у блондинки вероятность правильного ответа в 25 раз выше.

      Вот примеры некоторых известных вопросов просителей и ответов оракула:

Вопрос: Как спастись после поражения в битве?
Ответ: Когда коза будет пить близ Неды, Аполлон перестанет защищать Массону, ибо гибель приблизится.
Вопрос: Как достичь благосостояния народа?
Ответ: Любовь к деньгам разрушит Спарту.
Вопрос: Как далеко демократия может зайти в государственных реформах?
Ответ: Сядь в середине корабля, направляющегося прямо. У тебя много помощников в Афинах.
      Наслушавшись подобных туманных предреканий, Цицерон сказал: "Удивительно, как это жрецы-прорицатели, взглянув друг на друга, могут еще удерживаться от смеха".
      В истории известен такой любопытный случай, описанный Геродотом. Последний царь Лидии, Крёз (595-546 до н. э.), значительно увеличил размеры своего царства и был так состоятелен, что и поныне говорят: "богат, как Крёз". Завоевав всю округу, как и любой другой честолюбивый человек, он обратил свои жадные взоры дальше. А дальше была Персия. Но, прежде чем начать с ней войну, он отправился в Дельфы, одарил святилище по-царски и вопрошал: "Что будет, если я пойду войной на персов?". Оба толкователя невразумительных слов пифии дали один и тот же ответ: "Если Крез пойдет войной на Кира, он сокрушит великое царство".
     Обрадованный царь спешно подготовился к войне и выступил в поход. Несмотря на свою абсолютную уверенность в победе, Крёз потерпел жестокое поражение: войско его было разбито, сам он взят в плен, а Лидия присоединена к Персии.
     Сначала Кир хотел казнить Крёза, но обошелся с ним милостиво. Крёз попросил у Кира разрешения отправить в Дельфы своих послов, чтобы они задали бессовестным жрецам оракула вопрос: "Является ли у греческих богов обычным делом обманывать тех, кто приходит к ним за советом?". Кир великодушно одобрил мероприятие. Когда Крёзовы послы возложили на алтарь дельфийского храма не дары, а царские оковы и задали свой вопрос, то получили приблизительно такой ответ оракула: "Все произошло именно так, как и было предсказано. Крёз действительно сокрушил великое царство, но не персидское, а свое собственное. Прежде, чем бездумно бросаться в войну, ему следовало сначала задать еще один вопрос и уточнить, какое именно царство имелось в виду. Он этого не сделал, поэтому сам виноват".

Давайте проследуем путем послов неудачливого военночальника в святилище.


Посетители попадают на территорию дельфийского заповедника с юго-востока, через римскую агору.

 


Это уже сооружения римской эпохи, здесь находились многочисленные лавки, где продавались и предметы, необходимые для жертвоприношений, например, жертвенные ножи.

Что бы лучше можно было себе представить весь комплекс, привожу его реконструкцию.



Мы сейчас как бы в правой нижней части макета. Эти торговые ряды с колоннами и есть агора.

Храм, естественно, самое крупное сооружение, вверху по центру макета.

Затем путь идет по древней Священной дороге (нижний обрез макета), по сторонам которой располагались сокровищницы и всевозможные памятники.

 

 

 На повороте Священной дороги стоит сокровищница афинян. Ее воздвигли в 490-485 гг. до н.э. на средства от трофеев, захваченных в битве при Марафоне. Это одно из немногих сооружений святилища, которые удалось восстановить. Сокровищница, то есть там афиняне хрнили свои сокровища. Подобие древнего банка. Есть вариант, что там хранились дары афинян храму. И никому в голову не приходило что-либо прихватизнуть. Все было под защитой богов. Более того, нам рассказывали, что и преступник, укрывшийся в святилище, не мог быть арестован. Сокровищниц было много и не только афинских, но и других городов. Множество домиков на макете это они.

 

Затем дорога нас приводит непосредственно к храму Аполлона. К подножию его. Поражает циклопическая кладка основания храма. Вернее подпорной стенки. Камни лежат без скрепляющего раствора, за счет тщательной подгонки. А они огромные.



Обойдя стену, поднимаемся к руинам храма.


 

От него осталось 6 колонн, да массивное основание. Сам храм был построен в дорическом стиле и имел богатый скульптурный убор. Весь архитрав был увешан щитами, добытыми от персов и галлов. На стенах были начертаны изречения семи мудрецов ("Познай самого себя", "Ничего чрез меру" и т. д.) и находилось сакральное изображение символа «Ε» в трех экземплярах: деревянном,  бронзовом и золотом .Во внутренней части храма (адитон), недоступной для вопрошающих, находились золотая статуя Аполлона, лавровое дерево, беломраморный Омфал (пуп земли-греки считали Дельфы центром, чуть ли не вселенной) с двумя золотыми орлами, а под ним находился саркофаг с пеплом Пифона. В самом святилище, куда никто, кроме пифии и жрецов, не допускался, находилась знаменитая расщелина в скале, из которой выходили одуряющие пары. Над ней стоял треножник, на который садилась пифия для приведения себя в экстаз под влиянием паров.

Перед сеансом она пила воду из священного источника, жевала листья священного лавра, одевала расшитый золотом хитон, чуть более материальный, чем на первом фото. Не всегда сеансы проходили гладко, известны случаи летального исхода, не выходя из транса, или после него.

 

Рядом с храмом театр. Аполлон ведь покровитель искусств, поэтому и театру здесь самое место. Дело в том, что одновременно с созданием святилища в Дельфах стали проводиться дельфийские игры. Первоначально именовавшиеся Пифийскими.

 

 

Театр.

История Пифийских игр достаточно отчётливо документируется с 582 года до н. э., когда после первой Священной войны около 586 года до н. э. управление Играми перешло к Дельфийской Амфиктионии — cовету двенадцати греческих племён. С тех пор Пифийские игры стали проходить каждые четыре года, в год, предшествующий Олимпийским играм. Первоначально Пифийские игры состояли только из музыкальных состязаний кифаредов (кифара- музыкальный инструмент, родственный лире), исполнявших пеан (хоровую песнь) в честь Аполлона. В 590 г. до н. э. к пению под аккомпанемент кифары, добавили пение под аккомпанемент флейты и отдельно игру на флейте, а также гимнастические и конные соревнования. В отличие от других крупных античных праздников, музыкальные дисциплины постоянно сохраняли свое главенствующее значение на Пифийских играх в Дельфах, несмотря на включённые в их программу зрелищные конкурсы атлетов, гонки квадриг и скачки.

Пифийские игры были, прежде всего, играми чести. В награду победителю вручался венок из лавра — дерева, посвящённого Аполлону. Иногда победителям оказывали особые почести и устанавливали статуи. В археологическом музее в Дельфах, выставлена статуя возничего-одного из победителей гонок на колесницах.

 

 

Гонки колесниц проходили неподалеку в долине.

А вот атлетические состязания на стадионе.

 

 

Почти такой же, как в каком нибудь нашем небольшом городке. Беговые дорожки, старт, финиш, трибуны. Вмещал 7 тысяч зрителей. Вид немного запущенный, но в принципе хоть сейчас можно бегать и прыгать.

Стадион находится значительно выше театра, и когда мы туда добрались, во время нашего посещения, нам бегать и прыгать уже не хотелось. В тот день было 42 градуса в тени.

Кое-кто изобразил вялую пробежку, но очень вялую. Больше хотелось пить, чем бегать.

 

 Мне будет очень жаль, если не будут понятны мои  исследования значения слов оракул, пифия и сивилла. Но я старался. Ни один из моих текстов не отнял у меня столько времени. Но тогда у Вас будет повод съездить в Дельфы и на месте во всем разобраться.

 

А если все-таки вы поняли о чем я, то все равно рекомендую съездить. Дельфы это одно из лучших мест в Греции. Не пожалеете.

Комментарии ( 2 )
Авторизуйтесь , чтобы добавить комментарий и участвовать в обсуждении.

После этого сразу к Дионису.

24 октября 2012, 20:06

Если только как к богу вина и веселья. То я за. Если же Вы про часовню, теменос, могилу и т.д. То я, честно говоря, в затруднении. Мало что там сохранилось, да и все у этих древних запутано. Да был там культ и Диониса. Еще вроде и раньше, чем Аполлона. Когда Аполлон «улетал» в Гиперборею (зимой), то там чествовали Диониса. Со всеми вытекающими последствиями –вином, весельем, оргиями и т.д. и т. п.

17 ноября 2012, 22:46
максимальная длина сообщения 1000 знаков
Напиши оригинальный комментарий и получи приз!
Facebook Twitter Вконтакте Mail.ru LiveJournal Yandex
Что изображено на фото?

Где находится и чему посвящена композиция?

Выиграйте 50 баллов от
Культ-Турист.ру
Вы должны авторизироваться чтобы ответить на вопрос!




Опрос пользователей

В нашем приложении "Путеводители Культ-Турист" уже 26 стран, а каких стран лично вам не хватает?

Польша

Швеция

Украина

Хорватия

Словакия

Норвегия

Дания

Литва

Турция

Другой страны

Результаты
  © 2017 Туристический портал
Разработка блога - МираВеб
RSS